В Молдавии завершена подготовка к назначенным на 28 ноября парламентским выборам. Они уже третьи за последние два года. Народное собрание распустили после очередной неудачной попытки избрать президента. Две основных партии – коммунисты и Альянс за евроинтеграцию – никак не могут договориться. От того, чья возьмет, на этих выборах, по сути, зависит, останется Молдавия независимой или станет частью соседней страны.
За последние десятилетия это самый длинный избирательный бюллетень. Большого смысла в этой длине на самом деле немного. Борьбу за власть ведут две силы – Альянс за евроинтеграцию (сейчас они, собственно, и есть власть) и оппонирующие им коммунисты.
Общий враг – низкая явка. Оттого основной персонаж агитационных роликов – трудовой мигрант и его ближайшие родственники. Каждый третий житель Молдавии – на заработках. Очередь в румынское посольство в Кишиневе не кончается никогда. Самая бедная страна в Европе на заработки ездит через самую бедную в Евросоюзе.
Окно в Европу сейчас распахивают каждому по отдельности, члены правящего альянса хотят протащить туда всех целиком. Если не получится под названием Молдавия, то можно и под названием Румыния – путем вхождения в ее состав. И неважно, что история государственности у самой Молдавии на шесть веков длиннее.
Прошлогодний погром парламента под румынскими флагами. В первых рядах – нынешний и. о. президента Михай Гимпу. Избраться так и не удалось, но многое успел. Назвал советский период временами оккупации, объявил Молдавию проигравшей в Великой Отечественной.
Лучший друг теперь – Михаил Саакашвили, который едва не подпрыгнул при их последней встрече и получил из рук Гимпу высшую награду Молдавии.
"Самый трагический период у нас был именно период советской оккупации – с 1940 по 1991 годы", – утверждает Михай Гимпу.
На пути таких чувств – и здравый смысл: достаточно взглянуть хоть на отстроенный и очень советский по виду Кишинев и возрастной электорат коммунистов.
"Сейчас очень много нападок на нашу идентичность, государственность и наш суверенитет, особенно со стороны прорумынских сил и самой Румынии, – говорит председатель Коммунистической партии Молдавии Владимир Воронин. – Надо искать выход. Выход надо искать в переговорном процессе".
Воронин считает, что уже провел полную ревизию своей политики времен пребывания у власти. Последнее обещание – в случае победы Молдавия вступит в Таможенный союз. В молдавских винных подвалах за это хоть сейчас подняли бы бокал.
"Без российского рынка нам очень тяжело, – признается директор винзавода Дмитрий Фока. – Мы очень надеемся, что те люди, которых изберут в парламент, которые сядут в министерские кресла, смогут договориться".
И договариваться им, видимо, придется. Победа, кому бы ни досталась, предсказывают соцопросы, будет с минимальным перевесом. 61 голос для избрания президента (в Молдавии – непрямые выборы), победители не соберут, а, значит, будут новые альянсы между здравыми силами.
"Мы будем продолжать продвигать ту политику, которую официально объявили, – заявляет председатель Демократической партии Молдавии Марианн Лупу. – Напомню, принципиальную позицию Демократической партии по вопросу 9 мая и по вопросу так называемого "Декрета 28 июня 1940 года".
В селе Дороцкое на тот декрет Гимпу ответили расширением площадей сельского музея. Поставили новый стенд юбилею победы. "Кидаться то в одну лодку, то в другую нельзя – это плохо кончится для нашего народа", – считает директор сельского музея Андрей Берзан.
Бросков было уже несколько. Нынешние – уже третьи – молдавские выборы за неполные два года.
Молдавский парламент до сих пор залечивает раны после прошлогодних погромов. Ремонт не дает закончить не принятый бюджет. Здание до сих пор обнесено забором. Обсуждать бюджет – уже новым депутатам. Как и выбирать президента. Но смогут ли договориться, или строительство молдавской демократии окончательно превратиться в долгострой?