Полковник Щербаков, по данным российской прессы, именно так зовут предателя, выдавшего Америке 11 русских агентов, работавших в США. Известно, что предатель долгое время работал в Службе внешней разведки России (СВР) начальником американского отдела управления, которое занимается работой с нелегалами. Напомним, группа российских граждан была арестована в США в конце июня этого по обвинению в шпионаже. В июле их обменяли – в Венском аэропорту на четверых россиян, осужденных ранее в России за шпионаж. Стоит отметить, что российские власти не скрывали – разразившийся шпионский скандал стал результатов чьего-то предательства. Владимир Путин во время встречи с разоблаченными и высланными из США агентами заявил, что "это результат предательства, а предатели всегда плохо кончают".Теперь высокопоставленный сотрудник кремлевской администрации заверил: "Мы знаем, кто он и где он. Можете не сомневаться, … за ним уже послали". За комментариями "Вести ФМ" обратились к зампреду Комитета Госдумы по безопасности Геннадию Гудкову.
"Вести ФМ": Геннадий Владимирович, здравствуйте! Давайте начнем с того, что сегодня происходило в Госдуме. Я так понимаю, что депутаты возмущены этой ситуацией и потребовали создать особую комиссию по поводу этого, так ли это?
Гудков: Нет, это не так. Дело в том, что сведения о предательстве высокопоставленного сотрудника разведки у депутатов, по крайней мере, профильных комитетов, появились в кулуарных беседах задолго до сегодняшнего дня, совершенно очевидно. У меня, например, есть хорошая привычка забывать ненужные фамилии после их оглашения. И после того, как я побеседовал с одним из бывших высокопоставленных, очень высокопоставленных сотрудников разведки, узнал, кто, чего и почему, я до этого не знал, из-за чего такой провал. Но это действительно серьезный прокол, серьезное ЧП, я бы даже сказал трагедия в службе внешней разведки, особенно в управлении СВР, которое является святой святых. Не так много стран в мире имеют систему нелегальной разведки – это очень сложный, очень дорогостоящий, очень тонкий инструмент, я бы даже сказал, что это вообще высший класс разведывательного искусства. И вот такого провала в управлении СВР не было никогда.
"Вести ФМ": Как сообщает сегодня газета "Коммерсант", дочь Щербакова, имя которого не называется, живет в США, и некоторое время назад он отказался от повышения в системе СВР. И, как предполагает газета "Коммерсантъ", видимо, для того, чтобы не проходить положенные процедуры, в данном случае, прохождение "детектора лжи". Как вы полагаете, это так или нет?
Гудков: Я не уверен, что "детектор лжи" так широко используется для процедуры повышения или перемещения. Мне кажется, что пока такой официальной процедуры нет. Хотя я могу ошибаться, я не работал в управлении СВР, но пока в контрразведке такую процедуру не проходят люди, насколько мне известно. Хотя может быть сейчас и будет что-то подобное. Ведь и "детектор лжи" – не 100-процентный результат. Понятно, что все время идет состязание методик: подготовлен к этому человек, не подготовлен, скрывает, не скрывает. Там можно подготовиться к "детектору лжи", но можно, правда, и выявить эту подготовку.
Полностью беседу Геннадием Гудковым слушайте в аудиофайле