На прошлой неделе состоялось заседание совместной коллегии министерства образования и науки и министерства культуры, на которой обсуждались вопросы образования. Один из самых острых на сегодняшний день – принятие новых образовательных стандартов для средних профессиональных учебных заведений в области культуры. Дело в том, что стандарты, разработанные хореографическими и музыкальными училищами страны еще в прошлом году, до сих пор не утверждены министерством образования и науки, у которого, впрочем, для подобного решения есть основания.
"Вот это стандарт второго поколения, а вот это стандарт новый", – показывает директор Центральной музыкальной школы при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александр Якупов.
Это так называемый стандарт третьего поколения. На него с 2011 года переходят все общеобразовательные школы России. В Центральной музыкальной школе при Московской консерватории разработали свой текст стандарта с учетом специфики учреждения. В конце прошлого года документ представили на утверждение в Министерство образования и науки.
"И вдруг случилось так, что стандарты у специализированных учебных заведений не приняли, – говорит Якупов. – А если нет стандарта, мы вне закона. И любой чиновник придет и скажет: "А на основе вы чего работаете?"
Отказ поставить заветную подпись – это вовсе не каприз чиновников. В министерстве образования и науки объясняют: некоторые пункты стандарта нарушают Конвенцию ООН о правах ребенка.
"Сам ребенок не может выбрать профессию в семь или шесть лет. Это должно быть осознанно. Например, в 15 лет", – поясняет директор ЦМШ.
Наташа Смирнова Конвенцию о правах ребенка, конечно, не читала, но в правах себя ущемленной не чувствует, хоть и взяла в руки виолончель и смычок в три с половиной года. В шесть лет вместе с родителями из Воронежа переехала в Москву, чтобы учиться в ЦМШ. Наташа говорит, что в качестве хобби музыкой можно начать заниматься и в 15 лет.
"Можно попробовать, но таких вершин не будет, не удастся достигнуть профессионального уровня", – уверена она.
"Это наша гордость. Не нужно уничтожать это, – подчеркивает народный артист СССР Владимир Спиваков. – Несколько лет назад в Париже состоялся концерт в Театре Шатле, где участвовали детишки моего фонда. На концерт пришла тогда первая леди Бернадетт Ширак, которая была потрясена. Она мне сказала: "Маэстро, вы знаете, как же потрясающе то, что у вас есть в стране специальное образование для музыкантов".
С 2011 года Московская академия хореографии тоже должна перейти на новый стандарт. "Мы, как положено, делали эти стандарты по макетам Минобразования. Но какие-то моменты в законе не прописаны. Но раньше на это не обращали внимания, а сейчас, например, конкурсный отбор", – говорит ректор Московской государственной академии хореографии Марина Леонова.
Он, как оказалось, идет вразрез с законом "Об образовании". Принимать в Академию хореографии должны тех, кто первым успел подать заявление. Как в обычную школу. А специфика хореографического образования в законе не учтена.
"У нас очень большие нагрузки, и мы принимаем детей, способных выдержать эту нагрузку", – подчеркивает профессор Московской государственной академии хореографии, народный артист России Валерий Анисимов.
История, математика, литература, химия – общеобразовательные предметы в расписании Академии хореографии, конечно, присутствуют. Но акцент сделан на специальные дисциплины. Для тех, кому удастся сделать карьеру в балете, это очевидный плюс. Но ведь среди выпускников академии немало и тех, кто в силу разных причин из профессии уходит.
"Хореография – это вопросы, которые связаны с травматизмом. И если ребенок получил травму, ему можно переспециализироваться. Но для этого ему необходимо иметь некий объем знаний", – говорит заместитель министра образования и науки России Сергей Мазуренко.
"Пойдите в архивы и посмотрите, как учился Цискаридзе. Притом всю жизнь приносил золотые медали, получил все самые главные награды, какие только можно было. При этом я хорошо учился", – подчеркивает народный артист России Николай Цискаридзе.
Но ориентироваться на гениальных танцовщиков и музыкантов закон "об образовании" не может, объясняют в министерстве образования и науки. Закон должен быть социально ориентированным, то есть предоставлять одинаковые возможности всем. Ведь неизвестно, как сложится судьба, например, каждой из этих третьеклассниц. Даже несмотря на то, что в свои 12 лет с выбором профессии они уже определились.
"Хочется быть профессиональной балериной, народной артисткой", – говорит учащаяся Московской государственной академии хореографии Анжела Катышева.
Некоторые девочки уже танцуют на лучших сценах страны. "Я уже танцевала в театре Станиславского и в Большом", – говорит Анна Лебедева.
Ранняя профессионализация прописана в Трудовом кодексе России, однако о ней ничего не сказано в законе "Об образовании". Необходимо внести в закон поправки – в этом сходятся все, деятели культуры, министерство культуры и министерство образования и науки. "Нужно срочно выправлять ситуацию, прежде всего, относительно судьбы и эффективности детских школ искусств", – заявил министр культуры России Александр Авдеев. "Это улица с двусторонним движением. Мы должны идти навстречу друг другу", – уверен замминистра образования и науки.
На прошлой неделе собралась совместная коллегия двух министерств. Были выслушаны мнения сторон и составлены предложения о внесении поправок в закон "Об образовании". "То, о чем мы сегодня договорились, не является окончательным решением. Окончательное решение принимают законодатели", – подчеркнул министр культуры.
Сроки парламентских чтений пока не определены. Зато поджимают другие сроки. "Первого февраля мы должны вывесить правила приема и программу. Так положено по закону. Но без стандарта мы этого сделать не может", – говорит Марина Леонова.
"Дайте нашим учебным заведениям статус национального достояния, чтобы никакой закон не смог этому противиться", – призвал Николай Цискаридзе.
В октябре этого года после реконструкции должна открыться главная сцена Большого театра. Но если сейчас разрушить систему профессионального образования в области культуры, которая создавалась веками, а музыкальные и хореографические училища заставить работать по программам, которые не учитывают их специфику, через 10-15 лет Большой театр закроется снова. И уже не на реконструкцию, а насовсем. Здесь просто некому будет выступать.