Внимание мирового сообщества сейчас приковано к арабскому Востоку, и к главной на сегодня горячей точке – Ливии. Число погибших там перевалило, по последним данным, за 400 человек. И похожие волнения вспыхивают также в других странах региона.
Ближний Восток и Северная Африка превращаются в "дугу нестабильности", а прогнозы экспертов – в наглядную реальность. Зеркальное отражение событий в Тунисе и Египте накрывает всё больше арабских стран. Антиправительственные выступления фиксируют от Марокко до государств Персидского залива.
Причины, которые выводят людей на улицы, разные. Где-то, как в Египте и Тунисе, коррупция и бедность. Где-то религиозная пропасть между властью и населением, как в Бахрейне. Но в итоге – в огне протестов заполыхал почти весь арабский мир. И везде на улицах активная молодежь, для организации которой используют Интернет.
В Ливии противники Муаммара Каддафи захватили аэропорт Триполи, разгромили здание гостелевидения. А накануне в охваченной протестами стране произошло самое масштабное кровопролитие за два месяца революций на Ближнем Востоке. По разным данным, погибли до двух сотен человек. Спецназ под командованием одного из сыновей ливийского лидера пытался утихомирить людей, стреляя по ним из крупнокалиберных пулеметов. После волнения перекинулись на столицу. Сын и неофициальный приемник вождя Сейф аль-Ислам Каддафи признал – страна на грани гражданской войны.
Слова сына ливийского лидера косвенно подтвердили – страна уже раскололась на две части. Восток контролируют силы протеста. В то же время он дал понять, порядок восстановят "любой" ценой. Помогло ли это стабилизировать обстановку? Кадры из Ливии говорят об обратном. А западные аналитики называют речь Каддафи-младшего "путанной" и не способной убедить в том, что правительство контролирует ситуацию.
Каддафи-старший у власти в Ливии уже 42-й год. Он не занимает никаких официальных постов. Он – лидер ливийской революции. Пришел к власти после свержения монархии. Теперь протестующие требует свергнуть его.
Ситуация во втором по величине ливийском городе Бенгази накаляться начала еще неделю назад. И для Ливии и для ее нынешнего лидера – это очень символично. Бенгази и раньше становился центром антиправительственных выступлений. Именно там, в том самом 69-м году молодой капитан Муаммар Каддафи и несколько офицеров подняли мятеж, который и привел к крушению монархии.
Сейчас беспорядки не только на востоке страны, но и в столице Триполи. По некоторым данным, армия и полиция начали переходить на сторону восставших. Наблюдатели подмечают, что увидеть Ливию в числе следующих на мусульманском Востоке, уж никто не ожидал.
Ливийская Джамахирия – самая богатое нефтью африканское государство. Ливия занимает 9-е место в мире по углеводородам. Разведанные запасы нефти – 46 миллиардов баррелей. Но в отличие от перенаселенных стран Африки здесь живет всего 6,5 миллионов человек. Таким образом, очень приличный ВВП на душу населения – почти 20 тысяч долларов.
Долгие годы Муаммар Каддафи позиционировал Ливию как оплот политической стабильности. Но после того, как страна оказалась зажата между двумя революциями (на востоке – Египет, на западе – Тунис) – оплот зашатался.
Вслед за свержением президентов Туниса и Египта массовые выступления в той или иной мере пошли гулять по другим странам Северной Африки и Ближнего Востока. Может ли эффект домино привести к отставке и других лидеров?
Ливия. В рейтинге коррумпированности – 146 место. Это не дно, но близко к нему. Всего там порядка 180 стран. Средний возраст в государстве – 24 года. 88% – грамотное население. В эти обобщенные данные включены и последние исследования аналитического центра британского журнала "Экономист". Так называемый индекс "ботинкометания", который характеризует степень протестного настроения у людей. В Ливии он 71%.
Далее перенесемся в Северную Африку – Марокко, где сейчас тоже неспокойно. По коррумпированности показатели лучше. И индекс "ботинкометания" значительно ниже, но уровень грамотности – лишь 56%. И почти 20% населения живет за чертой бедности.
Йемен. По степени коррупции в эшелонах власти делит строчку с Ливией. Средний возраст населения – всего 18 лет. В бедности живут более 40% граждан. Уровень нестабильности эксперты оценили почти в 87% – самый высокий в ближневосточном списке.
В перечне стран, которые охвачены протестами, наиболее необычно выглядит Бахрейн. По показателям коррумпированности и нестабильности – 48%. Самое маленькое арабское государство имеет и самый маленький рейтинг "ботинкометания". Это, однако, не спасло от массовых антиправительственных выступлений.
Как обстоят дела с индексом "ботинкометания" у Ирана? Неизвестно вовсе. Государство не включили в исследование. Но по уровню развития коррупции оно так же, как и Йемен делит 146-ю строчку с Ливией. И в нем так же большинство населения – это молодые люди.
Арабская цепная реакция добавляет звенья чуть ли не каждую неделю. Кроме перечисленных стран, волнения прошли уже и в Алжире, и в Ираке, и в Турции. Главные надежды на урегулирование вновь связаны с армией.
Революции по-арабски пишутся своим собственным почерком. Как и в Египте, в Ливии сейчас тоже проблемы с Интернетом. Власти перекрыли доступ в глобальную сеть. С перебоями работает сотовая связь. Ограничение наложено на трансляции некоторых спутниковых телеканалов. Проблемы с въездом иностранных граждан – журналистам в Ливию не попасть. В итоге международное сообщество наблюдает за ливийскими протестами со стороны. Источник в американской администрации заявил, что Вашингтон анализирует ситуацию. Несмотря на внешнюю "отстраненность", США, подчеркивают эксперты, вполне отдают себе отчет в том, что происходит. Под угрозой вся американская политика на Ближнем Востоке.
К народным волнениям в арабском мире присоединилось даже карликовое государство Джибути. А Ливия сегодня пополнила список стран, откуда начали массово бежать. Об эвакуации граждан заявляет Евросоюз. Российский МИД пока лишь рекомендовал россиянам воздержаться от поездок в самую восточную страну Магриба. Впрочем, туристов в Ливии и нет. В основном это сотрудники крупных компаний. "Газпром" и РЖД уже дали старт эвакуации из неспокойной Ливии.