В ходе первичного размещения акций на бирже NASDAQ в США, намеченного на конец мая - начало июня, крупнейший российский поисковик "Яндекс" может быть оценен в сумму от 6 до 9 миллиардов долларов. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на источник, осведомленный о планах компании. Такая оценка сделает "Яндекс" самой дорогой компанией Рунета.
На "Яндекс" приходится около 65% поисковых запросов в Рунете. Российский рынок - один из немногих в Европе, где "местный" поисковик с успехом противостоит конкуренции со стороны Google. "Яндекс" планировал IPO еще давно, в 2008-м году, однако тогда планы сорвались из-за российско-грузинского конфликта - выгодно продать акции в это время не удалось бы.
Теперь, по информации издания, ведущий отечественный поисковик собирается разместить на бирже от 10 до 20% своих бумаг, получив на этом порядка миллиарда долларов. Источник не в курсе, выставят ли на продажу имеющиеся бумаги, или проведут под размещение допэмиссию. Организаторами IPO выступают три крупных финансовых группы - Deutsche Bank, Morgan Stanley и Goldman Sachs.
Сделку неизбежно будут сравнивать с IPO другого крупного игрока российского интернет-рынка, Mail.Ru Group. Компания в ноябре прошлого года разместила 18% своих акций в Лондоне, выручив примерно 1 миллиард долларов. В целом владельца почтового сервиса Mail.Ru, мессенджера ICQ и соцсети "Одноклассники" инвесторы оценили в 5,71 миллиарда долларов. Сейчас компания стоит немного дешевле, чем сразу после IPO.Если "Яндекс" продаст акции на NASDAQ даже по нижней границе озвученного The Wall Street Journal диапазона, это сделает его самой ценной компанией в российском секторе Интернета.
"Мы видим справедливую оценку "Яндекса" на уровне 7 миллиардов долларов", - заявил в интервью The Wall Street Journal аналитик Renaissance Capital Дэвид Фергюсон. Предполагается, что выручка поисковика в этом и будущем году будет расти вровень с рынком на уровне порядка 30% в год. Однако такие ожидания сравнительно консервативны - в 2010 году доходы поисковика выросли на 43% до 410 миллионов долларов.
Более 80% выручки "Яндекса" пришлось на контекстную рекламу. Она, отмечают аналитики, растет быстрее, чем традиционная дисплейная реклама (баннеры, онлайн-видеореклама и т.п.), на которую приходится большая часть доходов Mail.Ru Group. По мнению Фергюсона, интерес к IPO российской компании будет очень высоким. Пыл инвесторов не снизят ни последствия землетрясения в Японии, ни волнения в арабских странах.
Авторитетное деловое издание Business Insider в сентябре поместило "Яндекс" на восьмую строчку своего рейтинга 100 наиболее ценных мировых интернет-компаний, до сих пор не проведших IPO. Российский поисковик тогда оценили в 2,5 млрд долларов. Уже тогда эксперты отмечали, что эта оценка занижена.
Также по теме:
"Яндекс" и "Лаборатория Касперского" вошли в Топ-50 мировых инноваторов
"Яндекс" собирается провести IPO в 2011-м
"Яндекс" купил российский стартап WebVisor
"Яндекс" научит смартфоны сканировать штрихкоды
"Яндекс": путь от простого поисковика к мультипорталу