Российские правоохранительные органы, занимающиеся борьбой с наркотиками, должны располагать самой современной нормативной и технической базой. Об этом Дмитрий Медведев заявил на совещании в московском управлении Госнарконтроля. Переоснащение ведомства новым оборудованием он назвал приоритетной задачей. С возможностями такой техники президент ознакомился здесь же, в специальной лаборатории. И, продолжая тему, начатую в понедельник на президиуме Госсовета, сформулировал несколько предложений, которые должны помочь в борьбе с наркоугрозой.
"Жигули" со свердловскими номерами наркополицейские вели с момента совершения сделки, поэтому знали – что в багажнике. И первые показания пассажира, который представился Маликом, это подтвердили полностью. "Анаша, марихуана. Везу в Челябинск", – сообщил он.
20 килограммов марихуаны, за которые в Челябинске дилер рассчитывал получить не меньше 20 тысяч долларов. Эту группу из Кыргызстана задержали накануне вечером. Вообще же, рассказали Дмитрию Медведеву, за последний год таких задержаний по России было 1750. Это повседневная работа Службы по контролю за оборотом наркотиков.
После президиума Госсовета на эту тему в Иркутске президент приехал в штаб-квартиру этой службы в Москве, посмотреть – как и какими силами идет борьба с наркобизнесом, ведь, по последним данным, наркотики в России употребляют 2,5 миллиона человек.
Изобретательность наркодилеров не знает границ: наркотики и в консервы закатывают, перевозят их в шинах автомобилей, каблуках туфель, в сигаретах, шахматах и даже в желудках. Это крайне опасно, но на кону – такие деньги, что перевозчики идут на все.
В Госнаркоконтроле пытаются вычислить заказчиков и дилеров еще на стадии переговоров. Переговоры перехватывают, голоса сличают с оригиналом. Президенту показали – как вычислили группировку из Краснодара.
Приборы, обнаруживающие отпечатки пальцев на пакетах с наркотиками, – месячной давности. Это возможно делать и в лаборатории, и на выезде. Чемоданчик со всем необходимым во всех регионах есть.
Отечественная разработка – прибор по выявлению наркотиков в организме человека по крови или слюне. Точность анализов – на порядок больше, чем раньше. Стоит прибор 140 тысяч. Каждый анализ – 53 рубля.
Про обязательность тестирования на наркотики в школах и вузах Дмитрий Медведев заявлял на встрече в Иркутске. Технические возможности для качественных анализов есть. "Надо признаться, что здесь есть все необходимое. Оснащения, на мой взгляд, достаточно, – сообщил президент. – Но это не значит, что этому вопросу не следует уделять повышенное внимание. Вот мы только что говорили с директором службы. Я считаю, что не следует жалеть денег на приобретение нового оборудования, потому что меняются и методы, и способы, при помощи которых наркокурьеры доставляют свои наркотики в нашу страну или в лаборатории, которые существуют на территории в нашей стране. Они тоже становятся все более и более совершенными, к сожалению. Это первое. И второе: появляются новые методики, новые аппараты, которые способны соответствующие задачи решать. Поэтому задача и вопрос переоснащения новым оборудованием, я считаю, является одним из приоритетных".
Директор ФСКН Виктор Иванов показал президенту книгу, в которой – больше 1000 листов. В ней – выявленные за год бренды афганских наркокортелей. Большая часть растительных наркотиков идет из Афганистана, а вот синтетические – опий и дезоморфин – производятся в лабораториях по всей России. Дмитрий Медведев спросил, как с ними борются на местах.
"Мне кажется, государству необходимо взять под более жесткий контроль деятельность провайдера и деятельность банковской системы в части переводов денежных средств за приобретение наркотических средств", – предложил начальник управления ФСКН по Свердловской области Сергей Гапонов.
"Здесь есть ряд проблем, которые надо решать, – добавил директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов. – Это то, что более 60% такого рода сайтов имеют иностранную юрисдикцию, отечественные во многом мимикрируют за счет рекламы разных товаров ширпотреба типа соли для ванн, средства для похудения".
Курительные смеси, которые рекламируются в Интернете, продаются под видом благовоний, а также удобрений. На самом деле это синтетический канабинойд, искусственная марихуана, сильнее и опаснее натуральной – в несколько раз. Она же распространяется и в местах развлечения молодежи, в ночных клубах. Во время почти каждого рейда полицейских на полу – многочисленный сброс, дозы, которые выбросили из сумок и карманов. Но проходит несколько дней, и клубы снова открываются. А отвечают лишь некоторые пойманные дилеры. Так – и в регионах, и в Москве.
"Я думаю, что в правильном направлении борьбы с применением наркотиков в учреждениях досуга, в клубах различных, причем отвечать за это должен не тот директор клуба, о котором только что сказал начальник управления, а ответственность, по сути, должен ощущать хозяин клуба, то есть акционер, потому что ведь он принимает решение о том, чтобы нанять того или иного директора, – рассудил Дмитрий Медведев. – А директор уже организует соответствующий процесс. Поэтому решение о закрытии такого рода заведений, оно уже будет бить не только по конкретным менеджерам, но и по интересам тех, кто держит эти заведения".
Эти предложения – уже в правительстве. Их оформляет как поправки к законам Минюст, а сама Служба по контролю за оборотом наркотиков получила право расширять список запрещенных наркотических средств. Их каждый год появляется новых 20-30 видов.
"Как только появляются новые алколоиды, как только появляется новый наркотический препарат, вы должны быть начеку и сразу должны включать его в соответствующее постановление правительства, благо, такое право у нас теперь есть, – отметил Дмитрий Медведев. – Те, кто вам противостоит – это люди хитрые, умные, хорошо оснащенные, ну, а какие доходы приносит бизнес на наркотиках – все отлично знают, поэтому денег у них достаточно".
Если потребуется, пообещал Медведев, финансирование деятельности службы еще поднимут. Главное, чтобы это дало результат, и количество наркотиков в стране реально уменьшилось.