Тема:

Рыбалка станет платной 11 лет назад

За рыбу - деньги. Реплика Максима Соколова

Глава Росрыболовства Андрей Крайний в интервью правительственной "Российской газете" обрисовал блестящие финансовые перспективы ведомства. Он сообщил, что "уже в ближайшие годы любительская рыбалка у нас будет приносить в бюджеты в два с половиной - три раза больше, чем промышленное рыболовство".

Глава Росрыболовства Андрей Крайний в интервью правительственной "Российской газете" обрисовал блестящие финансовые перспективы ведомства. Он сообщил, что "уже в ближайшие годы любительская рыбалка у нас будет приносить в бюджеты в два с половиной - три раза больше, чем промышленное рыболовство".

Изложенная газетой логика рыболовных руководителей заключалась в том, что в добывании денег для бюджета следует брать пример с Америки, ориентируясь на достижения тамошней фискальной политики. "Сейчас порядка 25 миллиардов рублей в год приносит в российские бюджеты разных уровней промышленное рыболовство. От любительского рыболовства казна пока ничего не получает. Для сравнения: в США популярное рыболовство приносит в бюджеты 24-28 миллиардов долларов в год, а промышленное - только 6 миллиардов".

То есть превзойти консолидированный бюджет США Россия в ближайшее время вряд ли сможет, но отчего не догнать Америку в смысле соответствующих бюджетных пропорций, начав с рыболовных сборов, получаемых от населения?

Идея не вызвала должного понимания у граждан, причем не только потому, что новые сборы и подати ни у кого и никогда не вызывают энтузиазма. Дело еще в том, что страна у нас большая и разнообразная, и рыба в ней тоже. Одно дело обложить сборами любительский отлов ценных рыбных пород: изловил осетра - плати. Другое дело собирать подати за отлов пяти уклеек. Разные в России и водоемы. Одно дело пруд где-нибудь под Москвой, где рыболовов больше, чем мальков в пруду, другое дело - великие реки сибирские, до сих пор вполне себе изобилующие рыбой. А есть еще моря и океаны. Если и брать, то, очевидно, по разным расценкам.

Наконец, есть и разные рыболовы. Для горожан, тем более зажиточных, сегодня рыболовство есть не более чем забава, форма активного отдыха. Для сельских жителей, чьи селения расположены у рек и озер, рыба является не совсем забавой, а предметом питания. Идея обложить повседневную пищу податями вряд ли вызовет у них энтузиазм. Наконец, разными бывают и рыболовные снасти. Одно дело - хитроумная и добычливая снасть, другое дело - простая удочка с поплавком. Между тем сама идея билета за право находиться на берегу со снастью предполагает, что подати будут брать и за использование простой удочки. Тем более, когда руководитель ведомства поставил задачу в краткие сроки довести сбор податей с нынешнего практического нуля до 50-70 миллиардов рублей.

Логика Росрыболовства тут была понятна - на что бы учредить налог? Что же тут не понимать? Естественное стремление. Андрея Крайнего могла вдохновлять еще логика современного потребительского общества, в рамках которой базовый ширпотреб и некоторые базовые развлечения относительно дешевы и общедоступны. Но шаг вправо, шаг влево, то есть потребности, выходящие за базовый набор, считаются уже необязательной роскошью, и за них приходится платить по полной программе. Уровень цен в спортивных, туристических и, кстати, рыболовных магазинах очень впечатляет. Соответственно, и рыбная ловля - ведь не ради хлеба насущного, а ради забавы человек отправляется к водоему - облагается по полной программе.

В итоге выяснилось, что Крайний имел в виду именно забавы! "Развивающаяся индустрия популярного рыболовства уже приносит в казну серьезные поступления. Для того чтобы порыбачить, нужно по крайней мере купить удочку, экипировку, иногда - лодку с мотором. А некоторые отправляются на Камчатку за чавычей или на Кольский полуостров за семгой. И если от каждого из 25 миллионов российских рыбаков в среднем поступит в бюджет 1000 рублей, то это уже 25 миллиардов. Мы полагаем, что реально эта сумма может стать в 2,5-3 раза выше".

Внятности, правда, не очень добавилось, поскольку снасть для удочек, резиновые сапоги и даже лодки, а равно моторы продаются в магазинах и облагаются на общих основаниях - и где тут профит непосредственно Росрыболовства? Ведомство может разбогатеть лишь на сборах с человека, который подошел к воде, а тут руководитель так и остался невнятен.

Скорее, дело в том, что с некоторым опозданием - хотя и довольно небольшим, всего несколько часов - до рыболовного начальства дошло, что введение податей на патриархальную забаву есть неважная реклама власти в предвыборный год. Крайний понял, что аполитично рассуждает, и дал задний ход.