Итоги саммита Россия-НАТО, прошедшего в Сочи, Дмитрий Медведев назвал вдохновляющими. Глава альянса Андерс Фог Расмуссен добавил, что позиции сторон по вопросу создания ПРО в Европе начинают сближаться, но конкретные договоренности могут быть достигнуты только через год – на следующем саммите в Чикаго. Для прессы и мирового сообщества Дмитрий Медведев при этом особо выделил другую тему переговоров – операцию НАТО в Ливии. Она, по мнению Медведева, станет тестом для новой стратегической концепции альянса.
На черноморском побережье заседание совета Россия – НАТО проходит впервые. Главная тема – евроПРО. Позиция России давно известна: официальной Москве нужны гарантии, что ПРО не против России. В Сочи сегодня – плюс 30. Была надежда, что хорошей будет не только погода.
"Погода теплая, и отношения должны быть хорошими", – заметил Дмитрий Медведев.
Многим, впрочем, казалось, что переговоры зашли в тупик. Но на открытой части заседания становится понятно: это не так. Подробности неизвестны. Но генеральный секретарь НАТО Расмуссен заявляет: договоренность будет достигнута в течение года.
Эту встречу Медведев тоже называет результативной. "Я думаю, что мы все, в целом, вдохновлены теми результатами, которые достигнуты, – говорит он. – Как мне доложили, только что завершившееся заседание Совета Россия – НАТО было, в целом, вполне результативным. И надеюсь, что мы продвинулись по той повестке дня, которая сегодня является для России и государств НАТО актуальной".
"НАТО и Россия сейчас сталкиваются с одинаковыми угрозами, потому сотрудничество – это единственный реальный выбор, – подчеркивает в свою очередь генеральный секретарь НАТО Андрес Фог Расмуссен. – Мы знаем, что, по крайней мере, 30 стран по всему миру либо имеют, либо пытаются приобрести ракетные технологии. Поэтому нам необходимо развивать собственные потенциалы".
Предполагаемого противника в НАТО по-прежнему не называют. Это абстрактные "30 стран, которые имеют баллистические ракеты или приближаются к их созданию". Следующий саммит НАТО в Чикаго – уже в мае. Именно там, ожидается, должно быть принято окончательное решение о конфигурации европейской противоракетной обороны.
Россия, как известно, предлагает так называемую секторальную ПРО. Идея, представленная Медведевым на саммите в Лиссабоне, заключается в том, чтобы разделить систему на зоны ответственности. То есть в буквальном смысле друг друга защищать. НАТО, ссылаясь на пятую статью Североатлантического договора, идею не поддерживает, так как не может передоверить защиту территории стран-членов альянса.
Расмуссен, к слову, не видит необходимости и в заключении юридически обязывающего договора между Россией и НАТО о взаимной ненаправленности ПРО. "Мы хотели бы видеть две системы, которые бы обменивались информацией для того, чтобы наиболее эффективно обеспечивать защиту территорий НАТО и России, – говорит он. – Это докажет, что лучший путь к большей безопасности – это большее сотрудничество".
Второй, не менее важный и сложный пункт переговоров, – операция в Ливии, которая явно вышла за рамки резолюции Совбеза ООН. О личной встрече Медведев и президент ЮАР Джейкоб Зума договорились в субботу по телефону. Зума приглашение принял.
"Не буду скрывать, что мне бы хотелось с вами обсудить во время этого короткого саммита ситуацию в Ливии и поиск путей урегулирования этой проблемы, включая и, прежде всего, мирное урегулирование этой ситуации, – сообщил российский президент. – Так же получилось, что сегодня в Сочи будет проходить моя встреча с генеральным секретарем НАТО и Послание стран НАТО. И мне бы хотелось, чтобы они услышали и от меня и, возможно, от вас, господин президент, наше мнение о том, что происходит в этой стране, и каким образом можно было бы достичь мира".
Позиции России и Североатлантического альянса в отношении будущего Ливии схожи. Мирное урегулирование никто не оспаривает. Но толкование резолюции 1973 явно разное. Поставки оружия Расмуссен аргументирует необходимостью защищать гражданское население Ливии.
"Эти поставки оружия имели место в рамках защиты гражданского населения, однако при этом, позвольте мне повторить, что НАТО проводит свою операцию, строго соблюдая резолюцию Совбеза ООН, и принимает все необходимые меры для защиты гражданского населения", – заверяет генсек НАТО.
"Любые поставки оружия являются нарушением этой резолюции, равно как и направление инструкторов для того, чтобы передавать военные знания и умения, – замечает на это министр иностранных дел России Сергей Лавров. – Все это покрывается оружейным эмбарго. У партнеров по НАТО – другое мнение: они считают, что резолюция 1973 позволяет делать что угодно кому угодно".
Здесь сторонам пока явно не договориться. К тому же Расмуссен сегодня заявил: НАТО продолжит операцию в Ливии, пока не выполнит поставленные цели.