Белградский суд разрешил экстрадицию Ратко Младича в Гаагу. Заседали несколько часов и решили, что, несмотря на слабое здоровье и преклонный возраст бывшего командующего армией боснийских сербов, он должен быть выдан Гаагскому трибуналу. Процедура может занять несколько дней. Младича обвиняют в геноциде боснийцев в Сребренице в середине 90-х. Адвокаты готовят апелляцию.
У здания суда – никакого ажиотажа: пара машин телекомпаний и скромная процессия из адвоката, жены и дочери бывшего генерала Ратко Младича. Родственники не стали давать интервью, видимо, понимая, что словами уже ничему не помочь. Младича сдали, и обратного пути для него нет. Хотя адвокат и настаивает на том, что прежде чем судить, генерала нужно вылечить.
"Ратко Младич не мог даже ответить на вопросы судьи в начале заседания. Он чувствует себя очень плохо. Сейчас с ним очень трудно разговаривать. Первое заседание попросту пришлось прервать. Вопрос о том, возможно ли продолжать процесс по этому делу, должны решать врачи", – убежден адвокат Младича Милош Салич.
Накануне журналисты его всё-таки увидели – Ратко Младич изрядно постарел: прихрамывает, а полевую форму заменила ветровка и кепка. На первых полосах сербских газет и вовсе – лицо, в котором не каждый сразу узнает знаменитого генерала Югославской народной армии. И заголовок – Ратко Младич: всё кончено.
Его арестовали накануне после 15 лет поисков. В Деревне Лазаревац, где находился Младич, теперь висит плакат "Ратко – герой". Никто не сомневался, что после этого ареста люди выйдут на улицы – так и произошло. Сразу в нескольких сербских городах всю ночь не стихали акции в поддержку Младича, которого тысячи людей по-прежнему считают настоящим воином и одним из немногих истинных патриотов.
- Вряд ли нам стоит радоваться тому, что вчера произошло. Это не успех, а крушение сербской нации. Лично я считаю Младича национальным героем. Реакция из-за рубежа – противоположная. В НАТО, в ООН, в Евросоюзе, в Лондоне и Вашингтоне уверены: закрыта печальная страница сербской истории, и Младича нужно судить со всей строгостью.
Западные информационные агентства готовят щедрые подборки архивных видеозаписей об ужасах, которые творились, в частности, в Сребренице, где под командованием Младича боснийские сербы уничтожили по меньшей мере 8 тысяч человек. Спустя 15 лет сербы напоминают: кровопролитие шло с обеих сторон, но судят – только одну.
- Всё это было бы замечательно, если бы всех судили одинаково строго. Мы за правосудие, но почему тогда выходят на свободу такие головорезы как Насер Орич?
Это, кстати, хороший пример – Насер Орич орудовал в той же Сребренице и окрестностях до прихода туда Младича: сербские сёла выжигали дотла, убивали всех, вплоть до домашнего скота. Орича тоже судили в Гааге, но полностью оправдали. От трибунала просят непредвзятости в процессе над Младичем. Но мало кто на это надеется – особенно те, чьи родственники уже стали жертвами гаагского правосудия.
"Это унизительно, очень плохо. Многие ожидали, что Младич как офицер, как солдат не допустит этого. Теперь больше нечего сказать. Его передадут в Гаагу. Это ужасное унижение, его осудят и дадут пожизненный срок, и он будет там сидеть с албанскими наркоторговцами", – говорит Борислав Милошевич.
Зато у Сербии больше нет препятствий для вступления в Евросоюз. И есть шансы получить помощь от МВФ в размере миллиарда евро. Поэтому с процессом экстрадиции Младича в Белграде затягивать не собираются – возможно, решение будет принято уже сегодня.