Тема:

Скандал с ЕГЭ 10 лет назад

В следующем году ЕГЭ спишут все. Реплика Александра Привалова

Произошёл неимоверный скандал. Про него рассказала своим читателям "Учительская газета", вслед за ней – весьма многотиражная "Комсомольская правда", поэтому замять скандал будет чрезвычайно трудно; последствия же он может иметь, а по-хорошему, я бы сказал, должен иметь очень и очень масштабные.

Только что произошёл неимоверный скандал. Про него рассказала своим читателям "Учительская газета", вслед за ней – весьма многотиражная "Комсомольская правда", поэтому замять скандал будет чрезвычайно трудно; последствия же он может иметь, а по-хорошему, я бы сказал, должен иметь очень и очень масштабные.

Скандал такой: петербургский учитель Дмитрий Гущин обнаружил в социальной сети на сайте "В Контакте" группу "Самоподготовка к ЕГЭ и ГИА — Решения, тесты, кимы, результаты, ответы", состоящую более чем из трёхсот тысяч участников. Создатели группы, а они на сайте открыто перечислены, создали её "с целью организовать скоординированное взаимодействие во время проведения ЕГЭ по всем школьным предметам". Технология "взаимодействия" проста. Ребята приходят на экзамен, фотографируют мобильным телефоном задания и отправляют на страницы группы "В Контакте". И тут же на этих же страницах выкладывались правильные решения. Самое массовое списывание произошло 6 июня, при сдаче ЕГЭ по математике. Решения для Москвы и Санкт-Петербурга появились на сайте уже через час после начала экзамена. Задания были подлинными, а решения правильными. Они рассылались на мобильники учащихся, оплативших такую услугу. В конце дня на сайте появилось сообщение: "За последние сутки мы добились пика посещаемости за всю историю группы — 165 000 человек в сутки! Ура!". Да уж – "ура" в чистом виде. Безнаказанное крупномасштабное мошенничество. Цитирую учителя Гущина: "В результате беспринципности организаторов ЕГЭ в пунктах проведения экзамена, отсутствия элементарного контроля событий в социальных сетях и на сайтах, которые за секунды находятся в поисковых системах по запросу "купить ЕГЭ", в России был сорван национальный экзамен. Результат прошедшего ЕГЭ по математике не несёт никакого смысла. Причём пострадали те умные и честные дети, кто самостоятельно решал свои варианты. Десятки же тысяч тех, кто не рассчитывал на свои знания, сдали не только решения простых задач, но и списанные из Интернета решения самых сложных заданий, позволяющих поступить в самые престижные вузы". Всё это, как ни грустно, неоспоримая правда.

И ведь заметьте: все школьники, во время экзамена отправлявшие свои задания в интернет, зарегистрированы в социальной сети под своим именем и с номером школы. Но они не боялись – и, наверно, правильно делали: отменить результаты экзамена Минобр не решится. Да и невозможно это, не решится он и индивидуально наказывать десятки – десятки! – тысяч не слишком совестливых школяров. Поэтому можно пари держать: уже в следующем году списывать будут практически все – открыто, ничего не стесняясь. До сих пор это происходило всё-таки не повсеместно; но вот прямо сейчас, вот именно этим скандалом последним не желавшим пачкаться директорам школы и учителям доказали: они ставят своих учеников в заведомо проигрышное положение. И они больше не станут так поступать. На сайтах вроде упоминавшегося будут пастись уже решительно все сдающие. Так что провалился не только нынешний ЕГЭ по математике – огромную пробоину получил ЕГЭ как таковой.

Хотя ЕГЭ – такой, каким он был задуман и реализован – с самого начала был, по-моему, безнадёжен. Не могу припомнить случая, когда бы кто бы то ни было сумел решить большую и важную задачу, решая не её, сосредоточившись на другой проблеме. А вдохновители ЕГЭ именно это и делали: решали важнейшую и масштабнейшую задачу объективного оценивания получаемых в школе знаний, думая в первую очередь о том, как бы, прости Господи, коррупцию в образовании искоренить. Результат мы видим: решение обеих задач: и сущностной, и формальной – в совершенно равной степени сорвано. А ведь неусыпное чиновничество уже успело обвесить ЕГЭ ещё целым рядом нагрузок, которых он даже в идеальном состоянии нести бы не смог. Так, показатели ЕГЭ уже служат, где косвенно, а где и почти прямо основными параметрами оценки работы как отдельных педагогов, так и школ. Надеяться на то, что в таких условиях будут находиться честные педагоги, которые будут всерьёз препятствовать фальсификации этого самого ЕГЭ, наверно, всё-таки можно – если вы уж очень оптимистичны по натуре. Надеяться можно, но рассчитывать – если вы не совсем простак – явно нельзя.

Ещё раз скажу: я очень надеюсь, что обнародованный учителем Гущиным факт массового, никем не остановленного и даже фактически поощряемого жульничества замять не удастся. Что больше нам не будут рассказывать про феерическую честность и "антикоррупционность" Единого государственного экзамена. Что сделают хоть часть абсолютно необходимых – и, по-моему, вполне очевидных оргвыводов.