Самые интеллектуальные книги со всего мира, а ещё презентации, встречи и дискуссии. В Москве открылся крупнейший литературный форум – издатели подводят итоги года и выясняют предпочтения читателей. С каждым годом ярмарка привлекает все больше участников, а вот посетителей уже в первый день пришло несколько тысяч.
В "Идеальном магазине" на ярмарке Non/fiction не найти ни классики, ни современной художественной прозы. На полках на уровне взгляда, поэтому и самые продаваемые, лежат книги по лингвистике (одна недавно получила премию "Просветитель"), по экономической теории и эволюции человека. С элементами фантастики, но исключительно научной – брошюра о том, как сделать НЛО. Сотрудники "Идеального магазина" уверяют: научно-популярная литература сегодня в цене.
"Многим работникам и владельцам магазинов кажется, что она недостаточно продаваема. Мы с этим категорически не согласны. Это вопрос организации, вопрос рекламы, вопрос пропаганды научного знания. И один из лозунгов нашего проекта – эволюция продолжается", – рассказал продавец "Идеального магазина" Алексей Цветков.
И эта эволюция должна привести к тому, что чтение будет не развлекать, а просвещать.
Почти 300 издательств из 20 стран мира. Самая масштабная Non/fiction или ярмарка интеллектуальной литературы уже в 13-й раз представляет в Москве лучшие книги текущего года. Впрочем, Non/fiction – это не только книги, название давно превратилось в условность, здесь можно найти и раритетные виниловые пластинки, самому создать иллюстрации или послушать лекции писателей, которых, кстати, в этот раз приехало много. Франк Павлофф прибыл из Франции. Рассказывает, дети у них почти не читают сказок, больше – детские детективы и книжки социальной направленности. Свой рассказ "Коричневое утро" Франк называет антифашистским. Книга есть в обязательной школьной программе во Франции, переведена на 25 языков мира.
"Я пишу о том, как сначала ввели запрет: все собаки должны быть только одного, коричневого цвета. Потом это распространилось на одежду, дома, машины, улицы. Получился коричневый город, все стали одинаковыми. Я пишу о том, что это плохо, потому что хочу, чтобы все жили в разноцветном мире", – рассказал писатель Франк Павлофф.
Не разноцветные иллюстрации, а черно-белые литографии в книгах, которые читали дети в начале XIX века в России. И вот новая эпоха книгоиздательского дела. Когда к сказкам Александра Пушкина иллюстрации создал Иван Билибин, азбуку проиллюстрировал Александр Бенуа. Первый тираж исчез из магазинов в считанные дни.
Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский отметил: "Они были отпечатаны в лучшей типографии того времени – Экспедицией изготовления государственных бумаг. На великолепной бумаге. Это были хромолитографии. Достаточно дорогие. Если самая обычная детская книжка стоила, скажем, 20-30 копеек, то эти книжки продавались по 75 копеек или даже по рублю".
Сейчас, когда почти любая книга есть в Интернете, узнать, что читают люди и читают ли вообще, стало очень сложно. А когда нельзя отследить предпочтения потребителя, зарабатывать трудно. Особенно малым издательствам, которые сейчас переживают не лучшие времена.
"Для них специально ярмарка по решению экспертного совета оказывает льготы и преференции. Мы поддержали 11 издательств такими преференциями. В том числе расположив блок небольших издательств на самом входе на ярмарку", – говорит Василий Бычков, директор Центрального дома художника.
Чтобы не заблудиться среди книжного разнообразия, можно проштудировать одну полку при входе. На ней сто популярнейших изданий сезона самых разных жанров. Своеобразная ловушка, говорят организаторы, только подогревает интерес и заставляет изучить все три этажа ярмарки, которую только за один день посещают несколько тысяч человек.