Дискуссия о реформе МВД, похоже, вышла на новый уровень. Глава МВД Рашид Нургалиев сделал неожиданное заявление, поразившее всех. Он, в частности, заявил, что гражданин вправе дать отпор напавшему на него милиционеру. Буквально Нургалиев сказал следующее: "если это нападение, то должна быть самооборона". Как это согласуется с законом и что гражданину будет за такую самооборону - выяснял корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Ткачук.
Ткачук: После последних громких "милицейских" дел у граждан возник законный вопрос: имеют ли они право на самооборону от преступных нападений сотрудников милиции? Такой вопрос задал министру юный спортсмен во время посещения главы МВД спортшколы в городе Щелково. Ответ оказался неожиданным.
Нургалиев: Если идет нападение, то должна быть самооборона. Я иду, допустим, по улице, какой-то милиционер меня начинает бить, на основании чего? Я что - преступник? Конечно, здесь будет та заваруха, о которой мы говорим. Поэтому мы здесь все равны, а гражданин вдвойне равен.
Ткачук: Заявление Рашида Нургалиева о возможности "дать сдачи", если на него напал милиционер, вызвало большую полемику. Опрошенные нами юристы, депутаты и правозащитники придерживаются разных точек зрения. Зам председателя комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков считает, что перед законом действительно все равны. Но выяснять, прав милиционер или нет, надо законным способом, а не при помощи кулаков. Иначе будет хуже.
Гудков: Гражданин по закону не имеет право оказывать сопротивление правоохранительным органам. Если он это сделает, он будет обвинен вплоть до уголовного дела. По большому счету, закон охраняет действия милиционера. Он должен отвечать за свои действия, но ему сначала дают право, а потом уже гражданин будет разбираться, правильно ли действовал милиционер, превысил ли он свои полномочия, не превысил.
Ткачук: Однако ситуация ситуации рознь, говорит глава Московской хельсинской группы Людмила Алексеева.
Алексеева: Если милиционеры стреляют в людей, а такие случаи у нас стали почти обычными, то люди вправе обороняться. Представим такую картину. Майор Евсюков вынул пистолет и начал стрелять. Если бы кто-нибудь сзади ударил бы его по голове так, чтобы он упал, по-моему, это было бы очень правильно.
Ткачук: Только в данной ситуации можно было бы легко доказать правильность поведения того или иного гражданина. В супермаркете были видеокамеры. И преступный характер действий Евсюкова был очевиден. Но они есть не везде, предупреждает адвокат, член Общественной палаты Анатолий Кучерена.
Кучерена: Как потом гражданин сможет доказать, что он давал отпор нерадивому сотруднику милиции? Ведь для того, что бы действия признать законными или нет, должна быть соответствующая проверка правовым путем. Поэтому я считаю, что произошло недоразумение. Потому что, если граждане будут бить собственную милицию, то тогда нам милиция вообще не нужна.
Ткачук: Некоторую ясность в ситуацию вокруг высказываний Рашида Нургалиева попытался внести начальник управления общественных связей МВД России Валерий Грибакин.
Грибакин: Речь идет о том, что если поведение сотрудника милиции выглядит неадекватно, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и тем более если он применяет насилие, то в этой ситуации граждане вправе оказать ему сопротивление. Здесь возникает институт крайней необходимости и самообороны. И если гражданин не нарушал общественный порядок, не совершал преступления, не находится в розыске, у сотрудника милиции нет повода предъявлять к нему претензии.
Ткачук: Однако сможет ли гражданин потом, если останется цел, доказать в том же суде, что угрозы сотрудника милиции были необоснованны? И была ли самооборона?
Грибакин: Конечно, по этой ситуации проводится либо проверка, либо расследование. Решение принимает суд. И такие прецеденты были, и неоднократно.
Ткачук: Эксперты сходятся в одном: даже после советов министра внутренних дел в отношениях с сотрудниками милиции надо быть предельно осмотрительными. Превратиться из законопослушного гражданина в преступника очень легко.
Читайте на тему - Новый ролик о милиции вызвал восхищение интернет-пользователей