В этот день ровно 100 лет назад - в 1909 году - в Москве, недалеко от Курского вокзала был открыт памятник доктору Гаазу. Обрусевший немец Федор Петрович Гааз на протяжении десятилетий был главным врачом московских тюремных больниц. У него были специфические пациенты. Такие, у которых надо было лечить не только тело, но и душу. Отсюда и становится понятным знаменитое кредо доктора - "Спешите делать добро".
Современники относились к доктору Гаазу по-разному. Для одних он был "святым доктором", бессребренником. Для других - чудаком и филантропом.
Да, он мог броситься в ноги государю во время публичной аудиенции, чтобы замолвить слово о каком-то безвестном каторжанине. Да, на благотворительность ушли все его личные сбережения. Тогда все в Москве знали, что этот доктор вообще бесплатно раздает лекарства тем, кто назовется бедным. Он посвятил всю свою жизнь облегчению участи заключенных. И это не просто фраза. Именно он добился, чтобы от ношения кандалов освободили стариков, женщин и тех, кто признан больным после специального медицинского освидетельствования.
Не случайно бюст доктора Гааза работы скульптора Алексеева был установлен в этот день ровно сто лет назад во дворе бывшей Полицейской больницы, которую все в округе называли Гаазовской. О нем писали в своих сочинениях Некрасов и Достоевский, Чехов и известный русский адвокат Кони.
А для властей доктор Гааз был постоянной головной болью. И не потому даже, что московский генерал-губернатор и его чиновники были жестокими и безнравственными людьми. Нет, просто в их бюрократических головах не укладывалось, что можно с любовью и сочувствием относиться ко всякому человеку, даже закоренелому преступнику.
Однако кроме этой высокой общественной миссии, которая сделала Гааза персоной нарицательной, есть еще одно достижение, которым он был знаменит. Хорошо забытое достижение. Ровно 200 лет назад - в 1809 году - тогда еще совсем молодой, тридцатилетний доктор Гааз совершил путешествие по Кавказу. И открыл прекрасно теперь всем известные минеральные источники в районе Ессентуков. Там, где теперь Кисловодск и Железноводск.
Более чем достаточно, чтобы войти в историю. Однако этот святой доктор ни в одном своем прошении на имя сильных мира сего об этих своих заслугах никогда не упоминал.
Историческая рубрика Андрея Светенко на радио "Вести ФМ".