Москва простилась с режиссером Владимиром Мотылем. Гражданская панихида прошла там же, где проходили премьеры многих его фильмов – в столичном Доме кино. Попрощаться с автором "Белого солнца пустыни", "Звезды пленительного счастья" и многих других картин собрались родные, близкие и коллеги режиссера, а также простые поклонники его творчества.
В Доме кино – только близкие, родственники, узкий круг коллег. Всеобщим любимцем Владимир Мотыль никогда не был, да и не мог быть. Фанатично преданный делу, оттачивающий материал в мельчайших деталях, он не терпел халтуры и легко расставался с ремесленниками.
"Но те, кто оставались, они оставались преданными влюбленными друзьями, – отмечает народный артист России Анатолий Кузнецов. – Они готовы были по первому зову встать под его знамена, чтобы творить что-то новое интересное замечательное".
Но новое пугало кинофункционеров. Сегодня много вспоминали о его жизни как о постоянной борьбе. Иного Мотыль, кажется, и не знал. Детство – с матерью в ссылке на Урале. Затем – отлучение на годы от кино – из-за нескончаемых конфликтов с чиновниками от искусства. Его неприятие агитсюжетов, конечно, их раздражало. А Мотыль стоял на своем. А потому только он мог снять историю о советской революции в Средней Азии, а в кадре – ни комиссаров, ни политработников. Зато народнее "Белого солнца пустыни" кино не сыскать.
Картину Мотыля смотрели и на земле, и в космосе. Когда видеомагнитофон на орбите сломался, вспоминает Алексей Архипович Леонов, это было сродни чрезвычайному происшествию. "Сидит экипаж – задумался, тишина, – вспоминает летчик-космонавт. – Что делать дальше? И вдруг на полную громкость: "Здорово отцы!" Это было так неожиданно!"
А еще "Звезда пленительного счастья", "Женя, Женечка и Катюша" – ленты, ставшие киноклассикой. "Что тут говорить – надо смотреть фильмы. Его жизнь продолжается в его фильмах, а фильмы у него выдающиеся, интересные", – говорит народный артист России Борис Плотников.
За весь советский период Мотыль не получил ни одной награды. В кино режиссер вернулся лишь в годы перестройки. В октябре 2009 года Владимир Мотыль закончил снимать фильм "Багровый цвет снегопада". Над свой последней лентой, во многом автобиографичной он работал 6 лет и успел услышать овации зрителей – на предпремьерном показе.