Украине грозит новый Майдан. По крайней мере, с таким заявлением выступила в четверг кандидат в президенты Юлия Тимошенко. Она пообещала, что выведет людей на улицы, если результаты выборов будут подтасованы. Другой кандидат – Виктор Янукович – заявил, что такие угрозы – свидетельство слабости его противницы. И фальсификаций не будет, если избирателям не будут мешать голосовать.
На Майдане еще помнят крики, флаги и ночные стояния. Те оранжевые эмоции пока под стеклом. Но по периметру площади уже разворачиваются наблюдательные пункты. На случай, если кто-то сделает первый шаг. Этот шаг пообещала Юлия Тимошенко. Ее расстроило вчерашнее голосование Верховной рады, которая за три дня до выборов поменяла главный выборный закон.
"Абсолютно точно, если этот закон вступит в силу, благодаря действующему президенту, это будет смертный приговор для демократии и свободных выборов. Если нам не удастся в техническом, организационном порядке обеспечить сохранение честного волеизъявления людей, и честного итога такого волеизъявления, мы будем поднимать людей. В этом нет никаких сомнений", – подчеркнула Юлия Тимошенко.
Виктор Янукович в это время в Днепропетровской области. И угрозы своего оппонента назвал признаками агонии. "Ну, это она себя пугает, не пойдут люди ни на какой Майдан. Людям надоела ее уже ложь, авантюрная политика. И ее неспособность эффективно управлять правительством, , – уверен Виктор Янукович. – Поэтому выборы пройдут, и она очень скоро уйдет, и народ этого очень хочет и ждет".
Тимошенко в прямом эфире обращается к президенту с просьбой не ставить свою подпись: "Мы же с вами вместе стояли на Майдане". Но Ющенко уже через час подписывает закон. Объяснение простое: теперь сорвать выборы так просто не удастся. Тимошенко тогда взывает к ОБСЕ и послам европейских стран. Почти по слогам проговаривая для них свои аргументы: "Я говорю о том, что Янукович – это человек, который представляет криминальные круги Украины и который в то время, когда находился у власти, в том числе случайно, в 2007 году, незаконно распоряжался государственной собственностью и нанес ущерб на сотни миллиардов долларов. Он и люди, которые его ведут к власти, воспринимают политику, как наивыгоднейший бизнес".
"Если 15 миллионов украинских граждан, которые поддерживают Януковича, она считает криминальными кругами, то ей стоит задуматься – адекватна ли она", – парирует Анна Герман, заместитель председателя фракции Партии регионов в Верховной раде Украины.
В штабе Януковича такую раздражительность Тимошенко объяснили и еще одним ее сегодняшним проигрышем. Конституционный суд с утра отменил запрет ее правительства на использование в школах русского языка. Это решение пересмотру уже не подлежит. И премьер об этом знает. "Я думаю, что любые решения судов, которые выносятся честно и открыто, все должны выполнять", – говорит Тимошенко.
Для главы Партии регионов – это даже не вопрос. Он обещает в случае победы уже весной придать русскому языку на Украине особый статус. И говорит о планах, которых у него даже не на пять, а больше лет: "Я рассчитываю на 10 лет. Поэтому стратегия развития Украины, которую я вкратце представил в своей программе, я ее в развернутом виде очень скоро покажу, рассчитана до 2020 года. Я буду работать так, чтобы через 5 лет снова прийти к избирателям и иметь возможность посмотреть в глаза".
А в палатках на Майдане вовсю обсуждают, что будет в ближайшие дни. Сам Майдан при этом засыпает снегом, убирать который не спешат.
Украинская площадь Независимости или как мы уже все привыкли – майдан Незалежности – это, наверное, самое политизированное место в Киеве. Именно здесь решалась судьба оранжевой революции в 2004-м, именно сюда Юлия Тимошенко хочет вывести людей в этот раз. Но выйдут ли люди? И главное – будет ли повод их выводить? На эти вопросы ответы будут только 7 февраля.