В Москве почти 20 лет Александр Дейнека не экспонировался в таком объеме – от мозаик, что украшают станцию метро "Маяковская", до малоизвестных картин, которые мастер писал для себя. На выставку в Третьяковке выстраиваются очереди. Лекции о художнике собирают полные залы.
Александр Дейнека на своих полотнах любил загружать женщину физической работой. На одной – она тащит тачку, на другой картине – бревна. Мужчина – наоборот, в основном, занимается работой интеллектуальной. Или просто мечтает, глядя на самолеты. Обо всем этом – в лекции Кирилла Светлякова "Гендерные роли в искусстве Дейнеки".
"Женщины в картинах Дейнеки массивны, монументальны, – рассказывает искусствовед, заведующий отделом новейших течений ГТГ Кирилл Светляков. – Ряд свидетелей, которые с ним общались, говорили, что женские фигуры Дейнеки похожи на самого Дейнеку: у него были широкие плечи, он был коренастый. Конечно, по контрасту с его образами возникают лирические образы юношей".
В Москве почти 20 лет Александр Дейнека не экспонировался в таком объеме – от мозаик, что украшают станцию метро "Маяковская", до малоизвестных картин, которые мастер писал для себя. На выставку в Третьяковке выстраиваются очереди. Лекции о художнике собирают полные залы. Даже хрестоматийные – военные – полотна Дейнеки искусствоведы открывают для себя по-новому.
"Сбитый ас" Александра Дейнеки, написанный во время войны, в советские годы воспринимался как яркий пример соцреализма. Современные исследователи готовы с этим поспорить. Они обратили внимание, что фигура летящая писалась с натуры – с фигуры лежащей. Плюс нестандартное цветовое решение, напоминающее палитру Сальвадора Дали. Словом, никакой это не реализм, а самый настоящий сюрреализм.
То же – и с картиной "Настройка новых цехов". Плакатная агитация на первый взгляд, при ближайшем рассмотрении рождает много вопросов. Куда уходят рельсы? Почему женщина в белом стоит без дела? Что это вообще за встреча?
"Сама ситуация их встречи достаточно абсурдна, – поясняет Кирилл Светляков, – потому что женщина, которая тащит тачку, она открывает рот не столько от физического усилия, сколько от удивления. Очень интересна композиция этой картины – она напоминает зеркальное отражение. Эта женщина-работница видит себя в преображенном, идеальном состоянии".
На полотнах Александра Дейнеки – спортсмены, атлеты, идеальные люди из советского будущего. Даже себя он изображал именно так – решительным боксером, готовым выйти на ринг. Но в реальной жизни художник был совершенно другим – робким, замкнутым и ранимым.
"Оказалось, что зрители отвыкли от этого художника, – отмечает Кирилл Светляков. – Он у них замылился за 50 лет. Эта выставка показала совсем другого художника".
"У нас на родине ничего подобного нет!", – оценили выставку делегаты из Италии. Поэтому в 2011 году экспозиция поедет туда – там как раз будет Год России.