Тема:

Извержение вулкана 4 месяца назад

Исландский вулкан может продержать пассажиров в аэропортах дни, а то и недели

Заведующий лабораторией прикладной геофизики и вулканологии ИФЗ РАН Алексей Собисевич рассказал в интервью "России 24" о вулкане Эйяфьядлайокудль в Исландии, не дающем самолетам подняться в воздух и заставляющем тысячи пассажиров томиться в аэропортах.

Заведующий лабораторией прикладной геофизики и вулканологии ИФЗ РАН Алексей Собисевич рассказал в интервью "России 24" о вулкане Эйяфьядлайокудль в Исландии, не дающем самолетам подняться в воздух и заставляющем тысячи пассажиров томиться в аэропортах.

Об этом вулкане, как и о других вулканах Исландии, известно достаточно много, рассказывает Собисевич. Известно, что он проявлял свою активность за последние 10 тысяч лет не так уж часто. По данным наблюдений там было определено всего несколько лавовых потоков. Это не так много. За последние 200 лет вулкан начал потихоньку входить в стадию активизации. Было извержение в 1820-х годах. А извержение, которое мы наблюдаем сейчас, началось уже давно – как минимум неделю назад.

"Я думаю, что в течение некоторого времени мы будем наблюдать это грозное, но в то же время красивое явление природы. Пассажиры в аэропортах могут просидеть дни, а может и недели", – говорит ученый.

В то же время, по словам Собисевича, мы совершенно определенно не станем свидетелями новой катастрофы, подобной гибели Помпей. Потому что районы вокруг вулкана слабо населены. Было сообщение, что эвакуированы 1000 человек. То есть, спасательные службы готовятся к развитию событий. Если ветер подует в сторону Рейкьявика и понесет туда пепловые выбросы, то, вероятно, будут предприняты меры для защиты здоровья людей. В частности, в респираторной части.

Говоря об опасности, которую представляют для самолетов облака пепла, ученый отметил, что они достаточно неоднородны и по плотности, и по составу, и по размеру частиц. Но если говорить в целом о воздействии вулканического пепла на современные турбореактивные авиалайнеры, то основная опасность – для двигателя.

"То есть, это засорение, каких-то компонентов двигателя и выход его из строя, – уточняет Собисевич. – Есть и дополнительные факторы – частицы могут и механически воздействовать. Хотя они и мелкие, но вследствие трения возникает электризация и помехи в работах бортовых систем".

В завершение интервью Алексей Собисевич рассказал о том, что вулканическую энергию можно направить на пользу человеку, и это с успехом делают в той же Исландии. Практически вся горячая вода в Рейкьявике нагревается вулканическим теплом. Отопление, выработка электроэнергии на геотермальных электростанциях – все это реализовано в Исландии.