Пилот разбившегося авиалайнера президента Польши мог "действовать по чьим-то указаниям", считает экс-президент Польши, создатель профсоюза "Солидарность" Лех Валенса. Он сказал, что пилоты правительственного авиаотряда Польши - профессионалы высшей квалификации, поэтому "вряд ли пилот мог самостоятельно раз за разом пытаться посадить самолет в условиях тумана". Для того, чтобы делать окончательные выводы о причинах катастрофы "необходимо дождаться официального заключения специальной комиссии", добавил Лех Валенса.
В истории летчиков польского президентского авиаотряда известен случай, когда пилот не выполнил указание Леха Качиньского. В августе 2008 года командир правительственного Ту-154 отказался посадить лайнер в Тбилиси по соображениям безопасности и несмотря на протесты Леха Качиньского приземлил самолет в Азербайджане, откуда главе польского государства пришлось выехать в Грузию на автотранспорте.
Самолет Ту-154 польского президента Леха Качиньского рухнул в лес на окраине Смоленска 10 апреля в 10:56 по московскому времени. Лайнер заходил на посадку в сложных метеоусловиях - видимость из-за тумана была существенно ниже предельно допустимой. На четвертом заходе самолет зацепил верхушки деревьев и рухнул в километре от посадочной полосы.