На заседании Экспертно-консультативного общественного совета руководители Института Генплана заявили, что создание тоннеля под Пушкинской площадью и всей транспортной развязки в целом позволит существенно облегчить дорожную ситуацию в центре Москвы. Спросим мнение эксперта. Сейчас на прямой связи со студией "Вести ФМ" Михаил Блинкин, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства.
"Вести ФМ": Михаил Яковлевич, хотелось бы услышать вашу точку зрения сначала в целом. Вопрос спорный, очень давно волнующий и москвичей, и специалистов. Сразу оговорюсь, если мы берем Пушкинскую площадь, то там есть серьезные архитектурные аспекты. Но сейчас говорим только о транспортных проблемах. Ваше мнение в целом?
Блинкин: Вот я вчера присутствовал на президиуме Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе города и участвовал в этой дискуссии. Вопрос действительно чрезвычайно спорный со многих точек зрения. Вот для всех бесспорно, что нынешнее состояние Пушкинской площади и подземного пространства Пушкинской площади (ну, вы знаете, эти тесные подземные переходы, которые позволяют выйти из трех станций метро, заставленные киосками) не очень симпатичное, так что сторонников того, чтобы все оставить, как есть, немного. Весь вопрос, как поступать дальше?
Имеется какой-то проект, который мы вчера рассматривали, там в комплексе предлагается сделать вот что: четырехэтажное подземелье с паркингом, очень хорошим паркингом на 800 мест, и некоторыми торгово-развлекательными опциями, включая два катка – один ледовый, а другой - роликодром. А также всяческие магазины, в том числе вполне симпатичные букинистические, антикварные. Вот это одна сторона дела.
Вторая сторона дела – два транспортных тоннеля, которые свяжут Тверской и Страстной бульвары. Вопрос, по-настоящему, не очевидный, потому что если спросить простого московского обывателя, нужно ли строить тоннели и снимать светофоры, 99 человек из 100 ответят: "да, нужно". Москвичи очень не любят стоять на светофорах. Я тоже.
"Вести ФМ": Михаил Яковлевич, вот вы говорите о подземном тоннеле. Он действительно пугает москвичей. Стройка огромная. Уже оставим за скобками, сколько придется ждать и терпеть москвичам, пока эта грандиозная стройка завершится.
Блинкин: Тут есть два аспекта. Всегда есть угроза ситуации, как на Площади Тверской заставы у Белорусского вокзала, где стройка началась, потом были всякие финансовые осложнения, контрактные. Не буду рассказывать, длинная история. Ну, в итоге вы видите, в каком она состоянии.
По поводу Пушкинской площади. Проект проработан гораздо тщательнее. Там обещают в течение 28 или 30 – максимум - месяцев все это завершить. Но это тоже, кстати, немало.
Что касается тоннелей: для трафика, который идет из центра на периферию, то есть, грубо говоря, едем в область, там совершенно замечательно. Там снимают светофор, мы вырываемся на пространство, там хорошая дорога – Ленинградка. Для транспорта, который едет в центр, это абсолютно не очевидно, потому что светофор, который стоит на Пушкинской площади, выполняет очень важную дроссельную функцию. Если мы его снимем, мы соберем гармошку такую, большую-большую гармошку прямо у т-образного перекрестка, который московские автовладельцы прекрасно знают. Т-образный перекресток с Моховой и Охотным рядом. Соберем там эту гармошку. Так что в этом смысле, что там есть тоннель, что нет, все равно этот светофор абсолютно необходим.
"Вести ФМ": А вот, например, тоннель может помочь в деле устранения троллейбусов во всем этом секторе?
Блинкин: Ситуация такая: предлагается, что троллейбус с Тверской поворачивает по очень сложному маршруту. Он поворачивает сначала направо на Большую Бронную, потом налево в Сытинский переулок и снова направо на бульвар. Причем ему надо еще встроиться в плотный поток, выходящий из тоннеля. С троллейбусом, на самом деле, очень тяжело. Чисто технически, если этот проект будет реализован, троллейбус надо заменять на автобусы малой и средней вместимости. Потому что там троллейбус... Просто будет постоянная пробка, еще и аварийные ситуации. Это совершенно точно.
Сам по себе тоннель кому-то будет удобен, но тоннель там с очень резкими кривыми, очень резкими уклонами...
"Вести ФМ": На сколько полос? Насколько широким будет тоннель?
Блинкин: Две туда, две обратно. Там мы с вами достаточно резко спускаемся в тоннель, по-ученому говоря, это малый радиус вертикальной кривой. Как карьерные самосвалы – вверх, вниз, и мы становимся там очень неприятно на светофоре прямо у выходного портала тоннеля. Не здорово. Но там по-другому не впишешь тоннель, там просто везде метро, там эскалаторные ходы метро. Просто по-другому не впишешь.
Нужен ли этот тоннель? Есть разные точки зрения. Вот я, например, считаю, что эти тоннели просто непродуктивны. Не менее авторитетные специалисты, мои коллеги, считают по-другому.
Полностью комментарий Михаила Блинкина слушайте в аудиофайле