22 апреля в Москве состоялась пресс-конференция с участием главного архитектора Москвы и председателя Мосгордумы Владимира Платонова. Тема – Генеральный план развития Москвы до 2025 года. По словам Платонова, документ может быть принят уже в конце мая. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявил, что все необходимые материалы уже подготовлены, и критических точек, по его словам, практически не осталось. Тем не менее, споры вокруг проекта Генплана Москвы не утихают. Сейчас на прямой связи со студией радио "Вести ФМ" член комиссии Общественной Палаты по сохранению и развитию отечественной культуры Марат Гельман.
"Вести ФМ": Марат Александрович, здравствуйте! Общественная Палата, как известно, называет документ смертным приговором столице. А вот главный архитектор города заявляет, что критических точек практически не осталось. Где истина?
Гельман: Ну, главный архитектор лукавит. Во-первых, мы рады все-таки, что они отказались от идеи сначала принять его 1 апреля, потом 21 апреля и перенесли... То есть у нас будет какое-то время обсуждать этот Генплан, высказать свое видение. Но с моей точки зрения, конечно, месяца, о котором он говорит, не хватит, потому что там речь идет не каком-то минимуме, что здесь что-то поправить, здесь что-то изменить, а о нескольких принципиальных изменениях, которые надо в него внести, для того чтобы он стал, может быть, не хорошим, но, по крайней мере, приемлемым для нас.
"Вести ФМ": А что это за изменения?
Гельман: В первую очередь, в Генплане нет четко очерченной исторической зоны Москвы. То есть там весь центр Москвы разделен на такие зоны реорганизации и зоны стабилизации. То есть это означает, условно говоря, что, может быть, конкретные отдельные дома будут сохранены, как памятники архитектуры, но охраняться сама старая Москва, ее вид, не будет.
"Вести ФМ": А какие дома планируется сохранить, это известно или это тоже под вопросом?
Гельман: Вот это как раз, я так понимаю, то, на что они сегодня готовы пойти. Это уже, в принципе, хорошо. Потому что если там около полутора тысяч уже выявленных памятников архитектуры, пока не прошла проштамповка, они могут быть вот за этот месяц внесены. Но в целом сегодня выявленных, но не существующих в Генплане памятников архитектуры около 7 тысяч. Их всего 8,5 тысяч в центре, а в Генплане сегодня их полторы тысячи.
"Вести ФМ": То есть первая претензия – нет четко очерченной исторической зоны. Правильно?
Гельман: Здесь очень важно понять, что когда мы говорим об исторической зоне, мы говорим не об охране или не только об охране отдельных домов. Мы говорим об охране вообще внешнего вида, чтобы у нас сохранилась старая Москва. Чтобы мы могли сказать: "о! вот здесь мы попали в старую Москву". Вот здесь все... То есть это исторический центр. Вот этого в принципе нет понятия. Мы считаем, что его надо внести и написать специальный регламент, каким образом власти сегодняшние, Лужков или следующий мэр, каким образом они имеют право внутри этой исторической зоны действовать. Вот и это, условно говоря, программа минимум, потому что если мы этого не сделаем, то очень быстро окончательно потеряем этот вот исторический облик города.
"Вести ФМ": То есть это ваша главная претензия. Правильно я понимаю?
Гельман: Ну, я бы так сказал, это самая острая претензия, потому что главное, конечно, заключается в том, что в принципе у Генплана нет перспективного видения будущего Москвы. То есть мы хотим не только сохранить старую часть, мы хотим, чтобы город нормально развивался. У него нет зоны агломерации, то есть она не может развиваться вширь. Поэтому они вынуждены, так как у нас огромный строительный комплекс, который требует все время себе каких-то заказов, сносить еще вполне нормальные 5-этажные дома, строить высотки, увеличивать таким образом транспортную нагрузку. То есть надо договориться все-таки с Подмосковьем о создании совместного Генплана – большой Москвы, который бы объединял и Генплан Москвы, и Генплан Подмосковья. Это второе наше требование. Назовем это требованием. Третье – надо четко объяснить, как мы решаем транспортную проблему. Ведь... Просто, чтобы было понятно: сегодня города проектируются, 35%... Вот в европейских городах 35% территории города отдается транспорту. В таких старых городах с проблемами, типа Парижа, там 25% отдано транспорту. В каких-то ужасных городках, типа Бангкока, там 14-15%. В Москве – 8,7. Просто люди должны это понять.