"Чужая" - новый отечественный фильм на криминальную тему, который являет собой режиссерский дебют режиссера Антона Борматова, более всего известного по сериалу "Хиромант". Звучит не слишком аппетитно? Пожалуй. Однако придется поверить: "Чужая" - самый, на сегодняшний день, вменяемый, яркий и убедительный российский фильм сезона. Недаром продюсеры кичливо выставили его в прокат, пропустив и "Кинотавр", и Московский кинофестиваль. Дескать, люди сами разберутся. Может, и так – хотя здесь поневоле усмотришь аристократическое высокомерие человека, производившего на радость народу и на ужас критикам все основные отечественные блокбастеры последних лет, Константина Эрнста. "Чужая" - его детище, но детище нетипичное: чернушный, бескомпромиссный, мрачный, отнюдь не льстящий избалованной публике продукт. Может, дело в том, что Эрнст меняет имидж, а может, в личности второго полноправного продюсера картины – Игоря Толстунова, которому не привыкать иметь дело с "неформатным" кинематографом.
Первоисточник для фильма – одноименная книга, написанная известным киевским блогером, литератором и, как говорят, бывшим криминальным авторитетом, творящим под псевдонимом Владимир "Адольфыч" Нестеренко: ходит слух, что паспортным данным в этом словосочетании соответствует одно только отчество. "Чужая" и писалась как сценарий, а после несложного ее причесывания, включавшего в себя сокращение нескольких сцен и большой части ненормативной лексики, оказалась отменной основой для фильма. По сути, Эрнст, Толстунов и режиссер Борматов наконец-то разрушили романтический стереотип, родившийся благодаря "Бригаде", трем "Антикиллерам" и двум "Бумерам". В "Чужой" бандиты наконец-то похожи на бандитов. Грубые, страшные, ничуть не обаятельные. Как в жизни, из которой подобную реальность, как ни старайся, не вычеркнешь. Хотя действие большей части фильма и разворачивается на Украине и в Праге 1990-х, даже беглый взгляд на экран доказывает, что с тех пор мало что изменилось, а воровской закон "Не верь, не бойся, не проси" по-прежнему задает тон, ритм и смысл этой жизни.
Сюжет, в сущности, незамысловат. Четверо конкретных пацанов отправляются в столицу ныне независимой Чехии, чтобы привезти на родину, в Киев, некую девицу, подрабатывающую за границей проституткой. Ее-то и кличут Чужой. Однако по ходу дела выясняется, что баба эта – опасней любого мужика: Невеста Умы Турман рядом с ней – милейшая домохозяйка. Стиль фильма, однако, близок не к тарантиновскому беспределу, а к документалистике – и если вычеркнуть исключительно неудачную эротическую сцену, покажется, что артисты не столько играют, сколько органично существуют в кадре. Редкое достоинство – особенно для фильма, в котором подавляющее большинство участников, включая исполнителей главных ролей, дебютанты.
"Кино" с Антоном Долиным на радио "Вести ФМ"