Соглашение об усыновлении между Россией и США может быть согласовано к 14 мая. Об этом заявил уполномоченный по правам ребенка при президенте России Павел Астахов в перерыве переговоров российской и американских делегаций. Подробности он рассказал в эфире "Вести ФМ".
"Вести ФМ": Павел Алексеевич, здравствуйте! Скажите, о чем удалось договориться на данный момент?
Астахов: Сейчас мы приступили к детальному обсуждению всех положений договора. Важно отметить, что наши предложения с американской стороны практически никаких возражений не вызывают. Это очень позитивный, я считаю, знак и сигнал, это дает возможность нам считать, что все-таки мы достаточно быстро согласуем это договор. Сейчас есть несколько пунктов, которые вызвали обсуждение, потребовали определенную детализацию. В частности, вопрос о контроле за семьей, в которую направляется наш ребенок. Вы понимаете, что для американцев понятие privacy – священное и незыблемое. Как сочетать возможность контроля за семьей с понятием частной жизни и личной семейной тайны? В частности, мы привели пример о том, что в марте этого года в семью Тори Хансен не пустили работников социальной службы. Возможно, если бы их пустили туда, то и не было бы трагедии Артема Савельева, отправленного из Америки в Россию.
"Вести ФМ": А контроль этот будут осуществлять американские или российские органы опеки?
Астахов: Здесь, конечно, мы не настаиваем на том, чтобы наши делегации выезжали в Америку и по каждому случаю наблюдали, контролировали и так далее, мы здесь доверяем американским партнерам. Но у нас есть, чем поделиться, мы им рассказали о нашем положительном опыте - у нас последние два года активно развивается такая социальная служба как помощь приемной семье, таких уже более 1159 в регионах создано. Америка не знает такой формы и мы предлагаем перенять наш опыт и развивать эту форму помощи семьи, потому что приемные родители нуждаются в помощи педагогов, воспитателей, психологов, медиков иногда. Когда нет такого специалиста рядом, начинаются проблемы, которые семья не может преодолеть. Это первый вопрос. Второй вопрос, самый главный, что мы договорились и американцы нас поддержали в этом, что не будет независимого усыновления, а будет усыновление только через аккредитованные агентства. Мало того, количество этих агентств будет существенно сокращено, они пройдут заново аккредитацию и мы будем допускать к работе на территории России только агентства, которые прошли аккредитацию перед этим в Америке. Здесь американцы просили принимать только те агентства, которые прошли аккредитацию Америки в соответствии с Гаагской конвенцией. Мы согласны с этим, потому что это дополнительная гарантия, что лишних, посторонних людей не будет и организации, которые будут работать по усыновлению российских детей для американских семей, все-таки будут проверенными и компетентными организациями.
"Вести ФМ": А когда эту работу вы собираетесь восстановить? Сейчас процесс усыновления остановлен?
Астахов: Он де-факто приостановлен. Фактически, если посмотреть сейчас внимательно на Семейный кодекс и положение об усыновлении, то мы увидим, что там есть противоречие в том, что происходило все эти 16 лет. Дело в том, что международное усыновление, иностранное усыновление действует как исключительная временная мера с теми странами, с которыми у нас есть либо международное соглашение, например, конвенция ООН, либо есть двусторонние договоры, либо есть взаимная основа. С Америкой у нас нет ни общего международного соглашения, ни двухстороннего договора, ни взаимной основы - мы американских детей не усыновляем, нам их никто не дает, поэтому даже если сейчас заострить этот вопрос перед судом любым, будет отказано. И чтобы не нарываться на отказы, мы договорились, что все-таки сейчас дела откладываются. Я надеюсь, в ближайшие два месяца договор все-таки будет заключен, подписан, ратифицирован и дальше на основании договора будет продолжена эта работа уже на совершенно другом правовом уровне.
Комментарии Павла Астахова слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме: