Тема:

ММКФ 8 месяцев назад

ММКФ не дал ответа на самый главный вопрос. Реплика Антона Долина

"Золотой Георгий" за лучший конкурсный фильм Московского фестиваля достался Венесуэле. Поздравляем Венесуэлу и задаемся вопросом - а еще кому-нибудь это вообще интересно? Свой комментарий по этому поводу предлагает обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

Подведены итоги 32-го Московского международного кинофестиваля. Лучшим был признан венесуэльский фильм "Брат". Свой комментарий по этому поводу предлагает обозреватель "Вести ФМ" Антон Долин.

С удовлетворением констатируем, что скандала не произошло. Единственный российский конкурсный фильм Московского фестиваля - идиллически-фальшивый "Воробей" Юрия Шиллера - наград не получил, так что обвинять жюри в коррумпированности не получится. Глава жюри Люк Бессон вышел на сцену церемонии закрытия, кажется, вполне довольный, и вовсе не бросал в лицо Никите Михалкову почетную цепь президента, а спокойно раздал призы. Правда, кто знает, возможно, его хорошее настроение было связано с тем, что вот-вот собирались показать вне конкурса его новейший опус - хулиганскую сказку "Невероятные приключения Адель", а конкурс к тому моменту закончился: с глаз долой - из сердца вон. Лучшим стал фильм "Брат" венесуэльского режиссера Марселя Раскина - добротная драма о футболе и семейных ценностях. Таким образом, даже заявленный отборщиками перед началом курс на латиноамериканское кино оказался выдержан.

Еще, говорят, фестивали должны открывать новые территории? Пожалуйста - косвенно заявило о себе албанское кино, поскольку фильм "Албанец" получил спецприз жюри и награду для исполнителя главной роли Ника Хелилая. Впрочем, картина сделана немецким режиссером Йоханнесом Набером, но это уже нюанс. Выполнены и негласные обещания восточноевропейским соседям - наградили польскую мелодраму "Розочка" Яна Кидава-Блоньского за лучшую режиссуру и чешскую драму "Как рай земной" за актерскую работу Вилмы Цибулковой. Похоже, жюри сделало вполне корректный выбор - лучший из возможных в предложенных обстоятельствах. А теперь, внимание, вопрос: кому из россиян это всерьез интересно? Есть ли среди нас те, кто напряженно следил за ходом конкурса и нервничал, кто же получит "Золотого Георгия", а кто "Серебряного"? Вряд ли. Ведь и среди журналистов таковых были единицы. Хотите проверить - поищите в сети обстоятельную рецензию на "Розочку", "Албанца" или "Брата" - только не перепутайте венесуэльского лауреата с отечественным боевиком режиссера Балабанова.

Зачем нужны фестивали? ММКФ не позволяет найти ответ на этот вопрос. Освоить бюджет - в худшем случае, порадовать публику ретроспективами и раритетными фильмами прямо из Канн - в лучшем. А ведь смотры в Каннах, Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне или Локарно устраивают с другой целью: повлиять на кинопроцесс, показать тенденции, назвать новые имена. Имена лауреатов меняют прокатную картину на год вперед. Что ж, подождем, посмотрим, но интуиция подсказывает, что, как обычно, ни "Албанца", ни "Розочку", ни венесуэльского "Брата" не покажут ни в одном московском (и тем более провинциальном) кинотеатре. Значит, порадуются организаторы, удовлетворенно кивнет головой президент жюри, всплакнут растроганные призеры. А зрители, ради которых, по идее, все это устраивалось, будут ждать следующего фестиваля и спрашивать друг друга: "А ты этого "Брата" смотрел? Пропустил? Я тоже. А "Албанца"? Я слышал, неплохой. Не зря же наградили". Но это в ближайшие месяцы. Пройдет год, и спросят: "А кто в прошлом году-то победил? Не помнишь? У меня тоже из головы вылетело".