Владимир Путин 24 сентября занимался проблемами Дальнего Востока. Прежде всего самыми наболевшими – транспортом и жильем. Сперва на связь с премьером вышли глава Минтранса Игорь Левитин и строители федеральной автотрассы "Амур" – ее строительство теперь завершено окончательно. А затем Владимир Путин пообщался с главой РЖД и губернатором Амурской области: речь шла о жилищно-коммунальных проблемах столицы БАМа – города Тынды.
В этих покосившихся, вот-вот готовых обрушиться домах живут люди – герои БАМа, те, кто строил Байкало-амурскую магистраль и подрывал там свое здоровье. Только в административном центре БАМа – городе Тында – в таких условиях живут 6 тысяч человек. Бараки, возводившиеся изначально для временного жилья максимум на 10 лет, в итоге стали их постоянной, но дырявой крышей над головой. А переселять людей отсюда, оказывается, нельзя. Российская бюрократия превзошла здесь сама себя: так как эти сараи являются формально временными, то жильем они не считаются и в качестве жилья не зарегистрированы. А, значит, людям никто ничего не должен.
Совещание по этому поводу сегодня собрал премьер Путин. На прямую связь из Тынды он вызвал губернатора Амурской области.
"Во многих домах, значит, проваливаются полы, течет крыша, не работает канализация. Конечно, люди в течение 35 лет проживают в очень сложных условиях", – сообщил Олег Кожемяко, губернатор Амурской области.
В ближайшее время Тында станет городом масштабного строительства. Решено срочно переселять людей из аварийного жилья. Так что они присоединяются к программе по ликвидации ветхих домов, благодаря которой в новые квартиры уже переехали более двухсот тысяч человек.
"По оценкам, для комплексного решения проблемы с аварийным жильем в Тынде потребуется в общей сложности 6,4 миллиарда рублей. И мы эти деньги найдем. Хочу отметить, что с 1993-го по 2002-й год на эти цели государство из федерального бюджета вообще не выделяло ни одной копейки", – заявил Владимир Путин.
Причем Тында станет своего рода пилотным проектом – проблемы с бараками есть практически на всей протяженности БАМа, и людей, живущих в них, конечно, тоже будут переселять.
"Нужно, безусловно, исключить полностью любое иждивенчество и жульничество. Но в то же время нужно дойти до каждой семьи, никого не забыть. Помощь должна быть адресной и эффективной вне зависимости от того, какой статус имеет это жилье – постоянное, временное, ведомственное или какое-то другое. Что там напридумывали в прежние времена, я даже не знаю", – подчеркнул премьер-министр России.
Об условиях жизни в ветхих домах Путину то и дело рассказывали люди во время его большой поездки по трассе Хабаровск-Чита. Эту многострадальную дорогу, связывающую Запад и Восток России, строили десятилетиями с перерывами, и только в последние годы работы стали постоянными. Три недели назад, когда здесь проезжала желтая "Лада Калина", сделать оставалась еще 30 километров.
"Надеюсь услышать от вас доклад как раз по окончательному завершению строительства, прошу прощения за тавтологию", – сказал Владимир Путин.
"Трасса завершена, устройство асфальтобетона полностью на всем протяжении трассы окончено", – сообщил министр транспорта Игорь Левитин.
Тем, кто все-таки победил в битве с долгостроем и закончил его, – благодарности и главный приз – автомобиль.
"Это резервная машина, которая шла за нами в ходе этой поездки. Но в любом случае машина выдержала это испытание. Могу засвидетельствовать, что это хорошая техника и желаю вам всего самого доброго. Спасибо вам большое", – поблагодарил премьер.
Впрочем, еще в той поездке Путин шутил, что без работы строители дорог в России не останутся никогда. И действительно – трасса в 2000 километров, наконец, проложена, но первые ее участки давно требуют ремонта. Как и вся дорога в другую сторону от Хабаровска – во Владивосток.