Два крупнейших поисковика Рунета Yandex и Google запускают голосовой поиск. Сервис распознает речь и помогает искать информацию в сети по надиктованным запросам. На Yandex сервис начнет работать в четвертом квартале этого года. Первоначально эта услуга будет доступна только пользователям мобильных yandex-карт. Сделав голосовой запрос на мобильных yandex-картах, можно будет находить московские адреса, а также ближайшие парикмахерские, автозаправки или отделения банков. Местоположение пользователя определяется автоматически. Голосовой поиск на русском языке 22 сентября запускает и главный конкурент Yandex - Google. Обсудим эту тему в эфире радио "Вести ФМ" с интернет-экспертом Антоном Меркуровым.
"Вести ФМ": Антон, здравствуйте! Помогите разобраться, что именно из себя будет представлять голосовой поиск, и как же он будет работать?
Меркуров: В "Гугле" он уже работает. Вы можете запустить приложение и на английском языке сказать какое-нибудь слово, оно конвертируется в какой-то формат, и вам придет ответ. Другой вопрос, сам "Гугл" утверждает, что для развитых стран, например, США, где-то четверть запросов уже делается голосом, а не текстом, как нам привычно, но пока, как мне кажется, все это больше напоминает то, что мы с вами когда-то видели в фантастических фильмах и читали в книжках. Насчет того, как этим пользоваться, может быть, только для людей с ограниченными возможностями, но я не уверен, что это применимо в быту. Все-таки текстом удобнее.
"Вести ФМ": Антон, правильно ли я вас понимаю, что такая услуга не имеет перспектив, по крайней мере, в России?
Меркуров: Почему не имеет? Все имеет. Пока это очень интересная, футуристическая технология. Распознавание речи только в последние годы начинает набирать такие обороты, что это можно использовать в промышленных масштабах, например, всем нам дать возможность голосового поиска. Но должно пройти еще какое-то время, чтобы эту услугу освоили, и она стала действительно массовой. Мы просто с вами еще не привыкли делать все голосом, мы до сих пор управляем компьютером руками, а не голосом.
"Вести ФМ": Антон, если посмотреть на практику, вы сказали, что компания "Гугл" на английском языке уже давно разработала идею и воплотила ее в жизнь. Если посмотреть на то, что представляет из себя интерфейс от "Гугл", как можно пользоваться этой услугой? Детали расскажите. Я захожу на страницу, и дальше мои действия?
Меркуров: Там легко. Во-первых, не на страницу. Проще всего, если у вас телефон на базе операционной системы "Андроид", вы нажимаете на значок "Приложения", там появляется, если я не ошибаюсь, микрофончик, вы говорите свой поисковый запрос, и вам в разных формах - там и в текстовом виде, и в голосовом - выдается результат вашего поискового запроса. Не могу сказать, что это очень удобно, и этим хочется пользоваться каждый день, но с технологической точки зрения – это важно, интересно, и, конечно же, нужно.
"Вести ФМ": Смотрите, у компании "Гугл", которая запускает этот проект почти одновременно с "Яндексом", речь идет именно о русском языке, технология отработана, в частности, на английском, китайском, японском языках, как вы считаете, компания "Яндекс" каким-то образом будет отличаться от того сервиса, который предлагает "Гугл"? Ведь надо как-то выпендриться и отличиться?
Меркуров: В данный момент "Яндекс" в силу исторических причин сильно лучше адаптирован для русскоязычного рынка. И, насколько я знаю, компания, которая разрабатывала для "Яндекса" голосовой поиск и распознавание речи, я думаю, в силу того, что она российская, будет лучше работать с русским языком и с нашими миллионами акцентов и произношений. Пожалуй, именно российские корни – это главное конкурентное преимущество "Яндекса" на российском рынке.
Полностью комментарий Антона Меркурова относительно голосовых запросов слушайте в аудиофайле