Тема:

Олег Кашин 9 лет назад

В деле Кашина появились ультрас

За нападением на журналиста Олега Кашина могли стоять фанатские или националистические группировки. Эти неофициальные версии выдвигают СМИ в попытке найти преступников. Журналистами было высказано предположение о том, что кто-то из заказчиков нападения мог нанять бойцов одной из таких группировок.

За нападением на журналиста Олега Кашина могли стоять фанатские или националистические группировки. Эти неофициальные версии выдвигают СМИ в попытке найти преступников. Ими было высказано предположение о том, что кто-то из заказчиков нападения мог нанять бойцов одной из таких группировок. Представители неформальных движений считают подозрения несостоятельными. Однако их оппоненты уверяют, что подобные организации вполне способны на такие силовые акции. Насколько эта версия убедительна, разбирался корреспондент "Вести ФМ" Николай Осипов.

Одно из побоищ между футбольными фанатами, вернее, фирмами, как их называют на сленге: строй бойцов врубается в такой же строй соперника, столкновение длится несколько минут, после чего одна из команд отступает, спасаясь бегством. Видеосъемки таких столкновений ведут сами фанаты (или хулиганы, как они себя именуют). На кадрах можно оценить боевую подготовку многих из них, как правило, вся мощь сосредоточена в первых рядах. СМИ уже высказали версию, что кто-то из таких бойцов был нанят для нападения на журналиста Олега Кашина. Представители некоторых фан-клубов готовы поверить в это.

"Мало ли, что может быть, тем более в нашей стране всегда есть возможность кому-то кого-то использовать в своих целях. Так что не исключаю этого", - заявил один из фанатов.

В беседе они имён обычно не называют, избегают конкретики. Некоторые СМИ, ссылаясь на анонимного лидера футбольной фирмы, рассказали, что группировки подрабатывают таким образом. Услуга стоит от 10 до 30 тысяч долларов. Наемникам все равно на кого нападать. В качестве альтернативных подозреваемых называют националистов. По идейным настроениям многие фанаты близки к национализму. Правда, председатель Московского антифашистского центра Евгений Прошечкин, соглашаясь, что версия вполне жизнеспособна, замечает, что деньги в данном случае вряд ли были определяющим фактором.

"Эти группировки уже состоялись в России, они сильные и имеют свои интересы. Возможно, эпизодически их кто-то и нанимает, это же не афишируется, но они вполне сами могут действовать радикально, то есть не их используют, а они сами себя используют. Когда не нравится, допустим, какой-то журналист", - считает Прошечкин.

В Москве действует примерно полтора десятка банд. Считается, что это движение безо всякой идеологии, только ради выяснения отношений между фирмами. Обычно с "чистыми руками": никакой арматуры, лежачих добивают только для того, чтобы больше не вставали, без цели убить. Подготовка бойцов должна быть на уровне как для того, чтобы подавить соперника, так и для того, чтобы не отправить на тот свет. Вперед обычно выпускают самых сильных, ударные шеренги - их называются хардкорными бойцами или "фёрстлайнерами", от английского first line - первая линия. Есть жесткая иерархия - свои разведчики, аналитики, переговорщики. Банды представляют из себя довольно грозную и хорошо организованную силу. С болельщиками у них мало общего, говорят сами фанаты. Хулиганы - это отдельный мир.

"У нас всё чётко делится: фанаты и болельщики - это принципиально разные вещи. Болельщики ходят на футбол, смотрят игру, а фанаты - это отельная субкультура", - поясняет один из представителей фирмы.

Националистические группы действуют несколько иначе, хотя иерархия похожа, там тоже есть свои бойцы, но, как правило, не для фанатских вариантов сражений - на кулаках, толпа на толпу. Им удобны малочисленные отряды для быстрых перемещений и нападений на представителей других национальностей. Оружие в руках в виде арматуры или ножей у них уже почти обязательный атрибут. Так что и облик националиста вполне подходит под версию о нападении на Олега Кашина. Но и здесь Евгений Прошечкин не советует искать корыстных мотивов.

"Эти группировки убивают людей по национальному признаку, да и журналистов, которые им не нравятся или слишком либеральны, например, они убивают вполне бесплатно - по идейным соображениям", - отмечает Прошечкин.

Очевидно, что подозрения в наёмничестве встретят отрицание со стороны группировок. Ведь и футбольные фирмы, и националисты, как правило, руководствуются прежде всего идеями, нежели корыстными интересами. Но средства на поддержку группировок нужны всегда. Членских взносов не хватает на лечение пострадавших бойцов или оплату адвокатов тех, кто попал под суд. Поэтому версия о заработке все же имеет право на существование.

С другой стороны, наемных преступников, которые, очевидно, выполняли этот заказ, вовсе не обязательно приписывать к каким-то конкретным группировкам. Нанять их могли где угодно - просто бойцов, способных за пару минут искалечить человека, достаточно легко встретить именно в таких движениях. Но даже выяснив, кто стал наемником, так и не появится ответ на вопрос - кому конкретно помешал Олег Кашин и кто выступил в роли заказчика этого преступления.

Читайте также по теме:

Михаил Михайлин: Кашина грозилась "наказать" "Молодая гвардия"

Следствие ищет врагов Кашина