Виктор Степанович Черномырдин умер в Центральной клинической больнице Москвы. Ему было 72 года, он тяжело болел. Некоторые считают, что благодаря ему удалось предотвратить потрясения в середине девяностых годов. Он всегда умел шутить над собой и своими ошибками.
Черномырдин до последнего момента оставался в строю. Даже в последнее время, когда уже неважно себя чувствовал. Но ощущение, что он нужен стране, востребован, давало ему силы.
Начало жизни, казалось бы, не предполагало ее кабинетного продолжения. Родившись в 1938 году в селе Черный Отрог Оренбургской области, в качестве дела всей своей жизни он выбрал рабочую специальность. Его биография начиналась на Орском нефтеперерабатывающем заводе. Именно такое начало в его жизни многое определит: и знаменитый его самобытный русский язык, и мотивы многих его поступков в высоких должностях.
Главным делом своей жизни он до последнего считал создание "Газпрома" на основе министерства газа. Но когда его спрашивали, почему это главное, в первую очередь говорил не об экспортной выручке. "Газпром" – это люди, работающие в экстремальных условиях".
Именно с приходом в политику Черномырдина появилось определение "политический тяжеловес". И в этом была надежда на стабильность в период, когда все шатко и непонятно. Черномырдин всегда четко понимал, что и почему он должен делать. В своей работе обходился без иллюзий. И даже вспоминая о своем назначении на должность премьера, предельно ясно отвечал на вопрос, почему Борис Ельцин выбрал его – от безысходности.
Тогда Ельцин уже понимал, что спасти Егора Гайдара ему не удастся. А нефть – 8 долларов за баррель, хлеба в стране на две недели. После назначения у Черномырдина прошли переговоры с Назарбаевым, и Казахстан соглашается выделить России пять миллионов тонн зерна. И это было только начало. Каждый премьерский день тогда – это борьба за выживание целой страны.
"Это были лихие годы, мы хотели пройти этот путь без крови. Не было бы тех страданий, не было бы и сегодняшних результатов", – вспоминал Черномырдин.
Советов, как поступать правильно, было масса, но в то время работать в правительство никто не шел. Ельцин ищет эффективных управленцев. Черномырдину приходится искать подходы к людям, казалось бы, не из его команды.
"На него можно было по-настоящему положиться, и он был по-настоящему народным – и тогда, когда у нас получалось что-то, и тогда, когда не получалось", – заявил Анатолий Чубайс.
Борьба за Черномырдина идет на разных политических фронтах. Ключевой момент – 1993 год – премьера пытаются перетянуть на сторону Верховного совета. Безуспешно.
Тогда такую принципиальность оценили не все. Сейчас даже идейные противники сходятся, оценивая масштаб личности.
"Черномырдин является олицетворением 90-х годов, которые сегодня названы лихими. Это человек самобытный, оставил после себя немало ярких афоризмов, но 90-е годы были скорее трагическими", – заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
"Мы его знали как самого эффективного председателя правительства, – сказал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. – Он хорошо относился к парламенту, работал с фракциями, мы вместе искали компромиссы, он и его министры давали разъяснения. У нас были самые хорошие рабочие отношения".
В 1993 году Черномырдин знакомится с нынешним патриархом Московским и всея Руси. Тогда митрополит Кирилл обратился к премьеру с просьбой, чтобы "те люди в Белом доме, которые не повинны в пролитой крови и которые оказались заложниками ситуации, не пострадали при штурме".
"В лице Виктора Степановича я видел человека, глубоко переживавшего трагедию России. В стране не было денег, рушились все системы, обеспечивающие ее жизнеспособность. И в этих условиях управлять российской экономикой было невероятно сложно", – считает патриарх Кирилл.
Кадры переговоров Черномырдина с Басаевым потом передавали все мировые агентства. Еще были споры, а правильно ли он себя повел? Но он тогда думал только о двух тысячах заложников.
23 часа Черномырдин исполнял обязанности президента, когда Ельцину делали операцию. В 1998 году, уже после отставки с премьерского поста и дефолта, Ельцин снова просит Черномырдина вернуться. Но отказ Думы, кажется, навсегда может поставить крест на политической карьере. Но только не на карьере Черномырдина.
В 1999 году он является спецпредставителем президента по урегулированию ситуации вокруг бывшей Югославии. В 2001 году назначен чрезвычайным и полномочным послом на Украине. Это снова передовая, где были даже угрозы. Только за первый год его работы послом товарооборот между странами вырос в два раза. И, кажется, нет задач, которых он бы не мог решить.