Каждая вторая аптека в России рискует закрыться к концу текущего года, вследствие нерентабельности. Таким образом, может быть значительно превышен результат прошлого года, когда свою деятельность прекратило 20% (около 10 000) аптекарских пунктов, заявила Вестям.Ru исполнительный директор НП "Аптечная гильдия" Елена Неволина.
В первую очередь, подчеркнула она, под угрозой закрытия оказались аптеки, расположенные в селах и небольших городах с низкой платежеспособностью населения. Главной причиной осложнения их жизни стало введение государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) в условиях лишения аптек прежних льгот. Так, если до 1 января 2011-го для аптечных предприятий был предусмотрен специальный налоговый режим, в соответствии с которым отчисления с зарплаты составляли 14%, то с начала текущего года они платят страховые взносы на общих основаниях, на уровне 34%.
Также, в соответствие с "Законом о защите конкуренции", их лишили возможности льготного продления договоров муниципальной и государственной аренды. И это при том, что специфика деятельности аптек предполагает немалые дополнительные затраты, в том числе на создание надлежащих условий хранения обязательных в "линейке" наркотических, сильнодействующих обезболивающих, психотропных лекарственных средств, которыми подразумеваются и необходимые охранные мероприятия. Между тем, только содержание "тревожной кнопки" обходится аптеке до 50 000 рублей ежемесячно. Уж не говоря о том, что, помимо специфического охранного режима, аптечная деятельность также предполагает и обеспечение особого температурного режима, расходы на обеспечение которого с начала года тоже ощутимо выросли, добавила Неволина.
По ее убеждению, исправить положение дел, в частности, помогло бы введение льготных условий для аптек при переводе их в действующем классификаторе видов экономической деятельности из категории предприятий розничной торговли к учреждениям социальной сферы. Кстати, вопреки нынешнему "торговому" статусу, в аптеках сегодня не разрешают продавать многие сопутствующие товары, вроде, мини-тренажеров или не содержащих сахар конфет (для диабетиков и желающих похудеть). А недавним письмом департамента Минздравсоцразвития была запрещена продажа в аптеках предметов медицинской техники, под которые подпадают даже градусники с тонометрами. Тогда как разрешенная реализация предметов ухода за новорожденными и детьми до 3 лет затруднена отсутствием перечня Минзравсоцразвития с указанием соответствующих видов товаров, что порождает субъективный подход у проверяющих на местах, добавила исполнительный директор "Аптечной гильдии".
Как напомнил Вестям.Ru эксперт фармацевтического рынка Давид Мелик-Гусейнов, на фонд оплаты труда в аптеках приходится до 45% всех средств. И после последнего значительного повышения затрат по данному пункту их деятельность, конечно, усложнилась. Тогда как средняя рентабельность аптек, вопреки расхожему мифу об их баснословных доходах, составила на конец 2010-го по стране порядка 2%. Это близко к 3-процентному показателю рентабельности в европейских государствах, в которых, однако, речь идет о существенно больших объемах оборота, пояснил Мелик-Гусейнов. По его мнению, предоставление аптекам определенных льгот и их перевод в категорию социальных организаций, функции которых они на практике осуществляют, представляется логичным. И, судя по тональности дискуссий, которые активно ведутся сейчас в Госдуме и правительстве, этот вопрос может быть положительно решен до конца первого квартала, предположил аналитик.
Как подтвердил Вестям.Ru гендиректор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев, возросшая налоговая нагрузка способна привести к отрицательной рентабельности большего числа аптечных учреждений. В прошлом году 17% российских аптек были нерентабельны, а в 2011-м их число может вырасти до 50%, заметил Дмитриев. Он тоже поддержал идею перевода аптек из торговой сферы в социальную, допустив и возможность расширения сопутствующего ассортимента. Как показали исследования, у аптек, работающих в ночное время, лишь 10% продаж приходится на лекарственные средства, а 90% - на зубные щетки, минеральную воду, презервативы. "Если позволить аптекам расширить перечень товаров, конечно, в разумных пределах - их рентабельность повысится", - заключил Дмитриев.
Так, может, настала пора использовать в России известный опыт США, где в аптеках торгуют также мороженым и кока-колой? Что, возможно, помогло бы выжить и аптекам, действующим в глубинке, которые зачастую служат единственным культурно-коммуникационным средством.
Против продажи в отечественных аптеках отнюдь не полезной для здоровья кока-колы решительно высказался зампред комитета Госдумы РФ по охране здоровья, академик Академии медицинских наук России Сергей Колесников. Впрочем, продолжил он, расширить аптечный ассортимент за счет товаров, способствующих охране здоровья и поддержанию здорового образа жизни (вроде, тех же конфет для диабетиков и мини-тренажеров) вполне допустимо. Тогда как перевод в "социальную" категорию, очевидно, должен касаться лишь тех аптек, которые, действительно, играют социальную роль в конкретных населенных пунктах, к примеру, в селах и малых городах. А вот в мегаполисах нередко даже наблюдается их переизбыток. Скажем, в Москве на Тверской, на "пятачке" возле Думы - четыре аптеки, и не похоже, что они бедствуют, уточнил Колесников. По его словам, сейчас в парламенте и правительстве, совместно с бизнес-сообществом ведутся активные консультации о том, как, наилучшим образом, решить возникшие проблемы в аптечной сфере.
Возвращаясь к примеру США, отметим, что там, по статистике, на 1 000 населения приходится до 40 аптек (по одной на 250 человек). В 140-миллионной России, по данным "Аптечной гильдии", их сейчас около 50 тысяч: примерно, по одной на 2 800 человек. К слову, правилами открытия аптек, принятыми российским министерством внутренних дел в 1873 году, оговаривалось, в частности, что минимальное расстояние между аптеками в селах должно составлять семь верст, то есть, немногим более семи километров (верста - 1,0668 километра). И это расстояние, вряд ли, является минимальным сегодня в сельской глубинке.