Дмитрий Гаев слез с пьедестала

Еще в 1997 году в метро закупили турникеты за 24 миллиона долларов. Гаев запатентовал их как автоматизированную систему оплаты проезда и проверки проездных
Дмитрий Гаев освобожден от должности главы московского метрополитена. Как заявили в пресс-службе столичной мэрии, он написал заявление по собственному желанию. Гаев руководил столичной подземкой с 95 по 2011 год.

Дмитрий Гаев освобожден от должности главы московского метрополитена. Как заявили в пресс-службе столичной мэрии, он написал заявление по собственному желанию. Гаев руководил столичной подземкой с 95 по 2011 год. В последние месяцы претензии к работе Гаева предъявили и новый мэр, и генпрокуратура, и Счетная палата. В сути претензий разбирался корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.

Гололобов: В декабре прошлого года Генеральная прокуратура РФ потребовала от нового мэра Москвы Сергея Собянина отправить Дмитрия Гаева в отставку. В качестве причин были названы многочисленные нарушения, связанные с безопасностью движения поездов, проведением торгов, кадастрового учета и заключения договоров, а главное, непропорциональным ростом стоимости проезда, пояснил председатель комиссии по законодательству МГД Александр Семенников.

Семенников: Снизились объемы перевозок, в то время как выручка непропорционально выросла. Т. е. растет цена тарифа за перевозку, и пассажиров перевозится меньше.

Гололобов: Самого Дмитрия Гаева Генпрокуратура обвинила в недобросовестном исполнении обязанностей и ущемлении интересов предприятия, в том числе в целях личного обогащения.

Семенников: Предъявлялась претензия по поводу того, что правообладателем патента на многие изобретения, используемые московским метрополитеном, является он сам, соответственно, получает роялти из выручки возглавляемого им самим предприятия.

Гололобов: Справедливости ради стоит отметить, что метрополитен под руководством Дмитрия Гаева работал стабильно, и, что немаловажно, четко. Сбои, конечно, бывали, но довольно редко, напоминает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Блинкин: Объективный факт заключается в том, что за время его руководства московским метрополитеном эта система работала, с большими перегрузками с большими трудностями, но работала как часы. И более того, только сохранение единой системы московского метрополитена за последние 20 лет позволило сохранить единство города. И это, в общем, последний технический инструмент, который спасает Москву от распада на транспортно изолированные кусочки.

Гололобов: Дмитрий Гаев не был чужд пиара, и всегда с удовольствием ставил себе в заслугу такую стабильность работы метро. В итоге прежний мэр Москвы Юрий Лужков даже предложил ему "слезть с пьедестала" и заняться ремонтом и профилактикой подземки. Ну а новый мэр Москвы Сергей Собянин пошел дальше и предложил Счетной палате России проверить работу столичного метро. Она проверила, и выяснила, что бюджетные средства метрополитеном используются нецелевым образом. Общая сумма нарушений - аж 216 млрд рублей. Но, пожалуй, основная претензия нового мэра – низкие темпы строительство новых веток метро, и их неоправданно высокая стоимость, отметил Александр Семенников.

Семенников: Я присутствовал на заседании правительства, и вот встал вопрос как раз по себестоимости. Сергей Собянин предположил, что строить можно на процентов 15 дешевле. Если использовать прозрачные конкурсные процедуры при строительстве, если предложить типовые станции, может быть, менее роскошные, но более практичные, и стоимость которых дешевле.

Гололобов: Надо сказать, что активно занимаются бизнесом не только сам Дмитрий Гаев, но и дети. Так, одна из его дочерей, Анастасия, является владелицей ООО "Анника групп", которой принадлежит монопольное право на производство и продажу сувенирной продукции с символикой московского метро.