Среди главных противников президента Мубарака – радикальные исламисты из организации "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е". Они пытаются, пользуясь ситуацией, свергнуть его и самим пробиться во власть.
В небольшой мечети, которая стала центром экстренной помощи пострадавшим в уличных столкновениях, намазы чередуются с медицинскими процедурами. Здесь перевязывают, делают уколы, промывают раны. Этот медпункт в мечети открыла запрещенная в Египте организация "Братья-мусульмане". Сюда приносят всех пострадавших, а не только тех, кто состоит в подпольных ячейках.
"Мы должны помогать нашим раненым братьям, нашим сестрам, нашим соседям. И мы будем им помогать, даже если они нас не попросят", – пояснил представитель религиозно-политической ассоциации "Братья-мусульмане" Ахмад аль-Осман.
С первого дня столкновений, "Братья-мусульмане" вывели своих сторонников на улицы. И оказалось, что запрещённая организация за многие годы подполья прекрасно структурировалась, и отлично управляет своими сторонниками. У "Братьев-мусульман" в структуре есть верховные наставники, бойцы-моджахеды, помощники, сочувствующие. В хаосе, охватившем Египет, пожалуй, только армия организована лучше, чем исламисты.
История "Братьев-мусульман" началась в двадцатых годах двадцатого века. Школьный учитель Хасан аль-Банна сформулировал основные принципы организации, а его последователь Сейид аль-Кутб развил их и, собственно, создал действующую структуру.
Теоретическая база сводится к таким принципам: противостояние Западу и западным ценностям, возвращение к чистому исламу, создание шариатского государства.
Практически это выразилось в том, что "Братья-мусульмане" стали первой на Ближнем Востоке организацией, применившей террор в качестве политического инструмента. Сразу после Второй мировой в Египте членами организации были убиты несколько видных политиков, в 1954 году было совершено покушение на президента Абделя Насера. В 1981 году убийство президента Анвара Садата также совершили близкие к "Братьям-мусульманам" заговорщики.
В Египте эта организация запрещена. Но даже при жесточайшем преследовании исламистов, в Египте всё равно совершались взрывы на курортах, и нападения на туристов. А представители "Братьев-мусульман" попадали в парламент как независимые кандидаты.
Сегодня "Братья-мусульмане" сформулировали свои политические требования: отставка правительства, роспуск парламента, избрание бывшего главы МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи президентом страны. Сам Барадеи уже стал единым кандидатом от оппозиции и к новой роли, кажется, готов.
"Мы уже не раз говорили: наше главное требование – отставка этого режима. А после этого у нас начнётся новая жизнь. Мы построим новый Египет, где все будут свободными и уважаемыми людьми", – обещает лидер египетского национального объединения "За перемены" Мохаммед аль-Барадеи.
Зачем подпольщикам-исламистам поддерживать аль-Барадеи? Ответ вполне очевиден. Проживший последние 25 лет в Европе политик, став президентом, вряд ли сможет всерьёз влиять на ситуацию в Египте. Но сделать это сможет действовавшая в подполье 50 лет организация. Новые выборы в парламент дадут "Братьям-мусульманам" шанс получить большинство мест. Ведь в стране у экстремистов немало сторонников. В первую очередь – нищая безработная молодёжь.
"Но быстро изменить экономическую ситуацию в Египте, где большинство населения живёт в условиях близких к нищете, не сможет никто – ни самые прогрессивные демократы, ни самые строгие исламисты. А значит, начнутся поиски внешнего врага, и очевидно, что самый реальный кандидат на это место – Израиль", – считает главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Георгий Мирский.
Неудивительно, что, по сообщения израильской газеты Haaretz, власти страны разослали западным коллегам конфиденциальные письма, где просят, по меньшей мере, ограничить публичную критику действующего президента Египта Хосни Мубарака. А лучше – поддержать его. И дело даже не только в том, что Мубарак нашёл общий язык с Израилем и Западом.
Гораздо важнее то, что он смог удержать под относительным контролем радикальных исламистов. А их приход к власти означает не только политические осложнения, но и возможные экономические проблемы. Вся нефть из Персидского залива в Европу попадает через Суэцкий канал. Вашингтон ежегодно на поддержку правительства Мубарака тратил более трёх миллиардов долларов. А во что обойдётся приход к власти радикальных исламистов?
Вообще же, чтобы понять, как быстро может поменяться страна, достаточно посмотреть на Ирак. После падения диктатуры Саддама Хусейна, радикальные исламисты тут же вышли из подполья, стали серьёзной силой и сейчас фактически контролируют многие районы страны. И местные силы безопасности, и даже многотысячный оккупационный корпус им совсем не помеха.