Белорусский суд отказался отпустить под подписку о невыезде россиян Ивана Гапонова и Артема Бреуса, арестованых по обвинению в участии в массовых беспорядках в Минске после президентских выборов, которые прошли 19 декабря 2010 года. Подробности радиостанции "Вести ФМ" рассказал корреспондент в Белоруссии Андрей Качура.
Качура: Московский суд Минска уже рассматривал дело россиян, однако здесь белорусская судебная машина явно забуксовала.
Несмотря на заранее разрекламированные видеодоказательства, позиция обвинения оказалась настолько слаба, что прокурор был вынужден взять перерыв для предъявления новых обвинений. Дело в том, что показания милиционеров, которые составили протокол об административном правонарушении в отношении россиян, очень неубедительные. Они даже не смогли узнать их в лицо. Как грустно шутили адвокаты после первого заседания, с таким же успехом можно было допросить статую Ленина у парламента, у подножия которой россияне были задержаны.
Непонятно также, как Гапонов и Бреус могли действовать по предварительному сговору, если они о существовании друг друга, по словам российского консула, узнали только в СИЗО. В общем, единственное, что действительно Артема и Ивана объединяет в этом деле – это национальность.
А с вооруженным сопротивлением и вообще беда – на кадрах оперативной съемки, представленной суду, видно как Бреус и Гапонов стоят в толпе молодых людей и оторопело смотрят на приближающуюся шеренгу спецназовцев. После этого, по их словам, каждый из них получил дубиной по голове и был запихан в автозак. Ни на одном кадре съемки и милиции, и журналистов, не видно, чтобы они нападали или сопротивлялись сотрудникам правоохранительных органов. Зато вполне очевидна была неоправданная жестокость, с которой действовала милиция. Кстати, всю ответственность за это взял на себя белорусский министр МВД Анатолий Кулешов, заявивший, что гордится своими подчиненными.
В этом его поддержал и Александр Лукашенко, который на День защитника отечества не только повысил его в звании, но и предупредил: "если будет необходимо, то задействуем и армию". Хотя эти заявления вряд ли смогут снять напряжение, нарастающее в белорусском обществе после президентских выборов.
Белорусские средства массовой информации продолжают убеждать население в победе Лукашенко, даже спустя два месяца после выборов, но протестные настроения только увеличиваются. Мало того – немыслимое еще полгода назад дело! – в воскресенье на матче плей-офф Континентальной хоккейной лиги, во время представления белорусского президента, Александр Лукашенко был освистан болельщиками.
Все это проходит на фоне сенсационного заявления экс-кандидата в президенты Алексея Михалевича, отпущенного из СИЗО КГБ на прошлой неделе под подписку о не выезде. Михалевич неожиданно нарушил условия своего освобождения и дал пресс-конференцию. Как выяснилось, главным условием для изменения его меры пресечения стала его расписка о сотрудничестве с КГБ, выбитая из него в прямом смысле слова – под пытками. Для сравнения. В одной камере с Михалевичем сидел гражданин Афганистана. По его словам, в камерах афганского Талибан (запрещена в РФ)а не было постели, но с заключенными обращались гораздо лучше. Вообще СИЗО КГБ, прозванную в народе "американкой", Михалевич охарактеризовал как "концлагерь" в центре Минска. Сейчас Михалевич опасается, что за нарушение условий освобождения его опять арестуют.
В настоящее время по делу о массовых беспорядках в Минске проходит 42 обвиняемых. Среди них – пятеро экс-кандидатов в президенты, двое их которых – Андрей Санников и Николай Статкевич – остаются в СИЗО КГБ под арестом. Остальные, в том числе и жена Андрея Санникова, журналистка "Новой газеты" Ирина Халип, содержатся под охраной КГБ по местам прописки.
По странной традиции российский след в массовых беспорядках в Белоруссии начинают всегда активно искать, если от Москвы требуется нечто большее, чем союзническая поддержка. Вот и сейчас, как отмечают политологи, эти события разворачиваются накануне визита Владимира Путина в Минск, который состоится 15 марта. Некоторые из них считают, что смягчение приговора или вовсе помилование россиян, может стать своеобразным подарком российскому премьеру и хорошим фоном для экономических переговоров.