Правительство вновь вспомнило о мигалках и пообещало сократить их число. Комиссия по безопасности дорожного движения, которую возглавляет первый вице-премьер Игорь Шувалов, поручила министерствам и ведомствам упорядочить использование автомобилей со спецсигналами на дорогах. Таким образом чиновники отреагировали на ряд случившихся в последнее время резонансных ДТП с участием машин с проблесковыми маячками, и явным недовольством населения их вседозволенностью. Что реально необходимо сделать? Мнения автоэкспертов выслушивал корреспондент радио "Вести ФМ" Сергей Гололобов.
Гололобов: Дискуссия на правительственной комиссии была бурной, сообщает источник в аппарате Шувалова. Речь шла о том, что в использовании проблесковых маячков необходимо наводить порядок, а точнее - вносить более жесткие поправки в профильные законы. И начать нужно с правил дорожного движения. В них, напомню, автомобилям со спецсигналом разрешается выезжать на встречку, но только убедившись, что его видят и уступают дорогу. В жизни чаще все происходит с точностью наоборот, отмечает лидер движения автомобилистов "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков.
Лысаков: Он врубает мигалку, выезжает на встречку, а ты хоть взлетай, хоть зарывайся в землю. В любом случае, если произойдет авария, виноват, как правило, обычный автомобилист, что он не успел убраться. А убираться зачастую ему некуда, очень плотные ряды, поэтому такой маневр просто будет опасен и создаст аварийную ситуацию. Поэтому я для любого бы транспорта запретил бы проезжать перекресток на красный свет светофора и выезжать на встречку.
Гололобов: В принципе, в России официально всего примерно тысяча проблесковых маячков. На всю страну. Но в реальности этой цифры эксперты сомневаются. Поэтому необходимо провести инвентаризацию всех спецсигналов, считает глава комитета Госдумы по транспорту Сергей Шишкарев.
Шишкарев: Получилось ли так, что на основании каких-то подведомственных подзаконных актов количество мигалок выдано больше? Если взять ту тысячу, которая положена, и растворить их во всей России, то это было бы практически незаметно. Понятно, что концентрация в Москве выше. Есть ощущение, что мигалок больше. Поэтому нужно четко понимать, сколько выдано и на каком основании, и второе, узаконить, упорядочить их использование.
Гололобов: Упорядочить использование мигалок можно, всего лишь тщательно соблюдая уже существующее законодательство. А в нем написано, что с мигалкой можно ездить лишь по оперативной необходимости. Поездка припоздавшего чиновника на работу, уставшего - с работы, а также его жены по бутикам, а еще передача машины с водителем какому-нибудь нужному человеку, чтобы он поездил, - это все оперативной необходимостью не является. И мигать проблесковыми маячками в таких ситуациях и сейчас запрещено. Во многих странах включение спецсигнала вообще ситуация форсмажорная, а потому крайне редкая, и она тщательно отслеживается техническими средствами. Ничто не мешает установить их и на российские чиновничьи автомобили, убежден Вячеслав Лысаков.
Лысаков: Надо поставить жесткие носители, стоить это будет копейки, которые будут записывать время включения и продолжительность спецсиганала, и тогда все станет на место. Если водитель будет за это жестко наказываться, вплоть до увольнения, то я думаю, вакханалия с применением спецсигналов на наших дорогах резко сократится.
Гололобов: Отдельный разговор должен быть с теми, кто устанавливает мигалки нелегально. Наказание за это необходимо резко ужесточить, говорит Сергей Шишкарев.
Шишкарев: Кратно увеличить штрафы, возможно, лишать водительских прав. И ясно, что речь должна идти не о том, чтобы накладывать какое-то минимальное взыскание, которое сегодня составляет 500 рублей. Но это вообще не деньги для тех, кто идет на такое нарушение.
Гололобов: Если же число автомобилей с мигалками так и не снизится, а их поведение на дорогах останется столь же вызывающим, то тогда придется пойти на кардинальные меры - и вообще законодательно убрать все преимущества спецсигналов. В этом случае просто не будет смысла их устанавливать, полагает координатор московского отделения Федерации автовладельцев России Андрей Орел.
Орел: Вообще исключить пункт правил из ПДД, который предоставляет право преимущественного проезда для машин без цветографической окраски, т.е. не спецслужбы, а эти все АМРы, ИКХ. Мы считаем, что если этого не сделать, то все остальные меры - это полумеры, и через неделю, месяц все равно все вернется на свои круги. Любые маяки, любые машины без окраски надо убирать из правил, и тем более со встречек.
Гололобов: А те крупные чиновники, кому быстрый проезд будет необходим по службе, смогут воспользоваться машинами сопровождения, которые, по словам Андрея Орла, и проведут сквозь заторы.
Орел: Мы же не трогаем ГАИ и скорую. И, соответственно, в каждой структуре, в том же ФСО, специальная есть машина для таких целей, с цветографической окраской, нормальными мигалками, и пользуйтесь ей.
Гололобов: Ясно, что тема мигалок сложная, легкого решения у нее нет. Общественная дискуссия продолжается. В марте в Госдуме планируется провести парламентские слушания по проблеме спецсигналов на автомобилях.
Читайте и слушайте по теме:
Виктор Похмелкин: надо отобрать спецсигналы у всех чиновников и депутатов
Анатолий Кучерена: в последнее время мигалок становится всё больше и больше