Генпрокуратура РФ направила в Следственный комитет при МВД России материалы проверки в отношении бывшего начальника Московского метрополитена Дмитрия Гаева. Будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Гаев руководил столичной подземкой почти 16 лет. В сути претензий Генпрокуратуры разбирался корреспондент "Вестей ФМ" Сергей Гололобов.
Проверку работы Дмитрия Гаева Генпрокуратура начала в конце прошлого года. В качестве причин начала проверки Генпрокуратура назвала многочисленные нарушения, связанные с безопасностью движения поездов, проведением торгов, кадастрового учета и заключением договоров, а также непропорциональным ростом стоимости проезда, пояснил председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин.
"Самым главным пороком деятельности метрополитена при Гаеве была полная закрытость, непрозрачность и огромные полномочия Гаева при принятии всех решений. Вот когда складывается такая ситуация, когда у руководителя такая огромная власть и при этом его никто не контролирует - это почва для коррупции. А способов мошенничать было предостаточно - это манипуляция с арендой, с рекламными площадями в метро", - перечисляет Митрохин.
Весьма популярны в метро были и мелкие хитрости. И происходить они могли не без ведома и разрешения бывшего начальника метрополитена, считает Сергей Митрохин.
"Например, карточка, которой люди в метро пользуются, когда лежит с определёнными предметами рядом, она размагничивается. Потом вы покупаете новую на какое-то количество поездок. Если вы их не израсходовали за определенный период, они у вас пропадают. Вот эти мелкие хитрости свидетельствуют о том, что Гаев был склонен к таким мелким обманам, мошенничествам", - отмечает Митрохин.
В материалах проверки говорится, что Дмитрий Гаев исполнял свои обязанности недобросовестно. А точнее, используя свое служебное положение, он создал систему личного обогащения за счет возглавляемой им организации. В результате, по подсчетам Генпрокуратуры, Московскому метрополитену нанесен ущерб в 112 миллионов рублей. В чем эта система личного обогащения выражалась, пояснил председатель комиссии по законодательству Мосгордумы Александр Семенников.
"Предъявлялась претензия по поводу того, что правообладателем патента на многие изобретения, используемые Московским метрополитеном, является он сам, соответственно, получает роялти из выручки предприятия, возглавляемого им самим", - пояснил Семенников.
Справедливости ради стоит отметить, что метрополитен под руководством Дмитрия Гаева работал стабильно и, что немаловажно, четко. Сбои, конечно, бывали, но довольно редко, напоминает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
"Объективный факт заключается в том, что за время его руководства Московским метрополитеном эта система работала с большими перегрузками, с большими трудностями, но работала как часы. И более того, только сохранение единой системы Московского метрополитена за последние 20 лет позволило сохранить единство города. И это, в общем, последний технический инструмент, который спасает Москву от распада на транспортно изолированные кусочки", - заверяет Блинкин.
Надо сказать, что активно занимаются бизнесом не только сам Дмитрий Гаев, но и его дети. Так, одна из его дочерей, Анастасия, является владелицей ООО "Анника групп", которой принадлежит монопольное право на производство и продажу сувенирной продукции с символикой Московского метро.