Эксперты опасаются, что вслед за Тунисом и Египтом беспорядки могут начаться и в других странах арабского мира. Организаторы массовых протестов действуют очень организованно и слаженно. Свои действия они координируют через Интернет. О том, что это за сила и кому на руку нестабильность в странах арабского мира, "Вести ФМ" поговорили с членом научного совета Московского центра Карнеги Алексеем Малашенко.
"Вести ФМ": Алексей Всеволодович, здравствуйте!
Малашенко: Здравствуйте!
"Вести ФМ": Что же происходит? Тунис, Египет, Йемен - сценарии развития событий похожи. Здесь, вероятно, один автор?
Малашенко: Я не думаю, чтобы это был один автор. Такой, знаете, сидит как паук и всех опутывает и все это устраивает. Ведь экономическое положение, в общем, одинаковое - тяжелое. Вот этот протестный потенциал, он накапливался. Он накапливался годами, и я помню немало публикаций, в которых писалось, что рано или поздно это прорвет. Я думаю, что Тунис в каком-то плане сыграл роль спускового крючка. Тем более, что как-то привычно Тунис считался, так скажем, более менее нормальным государством, хотя это было далеко не так. Но если мы посмотрим на тот же Тунис и Йемен, то же самое – очень тяжелое экономическое положение, постоянно один человек у власти, который всем уже надоел. Если, допустим, Мубарак уйдет, то, уверяю вас, что будет огромное количество материалов по поводу коррупции. Также, как было с Бен Али в Тунисе.
Протестное движение протекает, с моей точки зрения, неожиданно для некоторых специалистов, в том числе для меня. Пока что не видно особого исламского акцента. Но такое ощущение, что он может появиться, потому что, с одной стороны, Интернет – это, безусловно, мощная сила, его вырубай – не вырубай, блогеры и так далее – это будет. Это что-то современное. Но было произнесено, на мой взгляд, почти ключевое слово – после пятничной молитвы. Пятничная молитва в исламе – это главная молитва. Это молитва с проповедью. Там выступает имам. Что скажет имам? Что скажут имамы во всех Каирских мечетях – и в бедных районах, и в Гизе, и в центре и так далее?
"Вести ФМ": То есть, они своим словом могут что-то изменить?
Малашенко: Они могут очень много изменить, и я, во всяком случае, не слышу информации, что, собственно, они будут говорить. В Египте есть очень сильная организация – "Братья-мусульман (запрещена в РФ)е", есть, я бы сказал, вообще фундаменталистский тренд, есть критика Мубарака с позиции ислама. И от того, под каким знаменем все эти демонстрации пойдут, а там десятки тысяч человек, а может даже и сотни, это во многом определит будущее развитие. Если вдруг появится большое количество зеленых флагов, если все это будет вестись под этим углом зрения – это одно. Если это будет привычный для европейского глаза светский протест, то, может быть, это все не будет так жестоко. Но, так или иначе, 40 тысяч полицейских уже готовы к массовому проявлению недовольства, совсем уже массовому, потому что в Каире 1000 мечетей. И вот представьте себе на секунду, как это все сольется в одну волну, чем это закончится. Я думаю, что этот день будет в каком-то плане даже критическим.
Полностью комментарий Алексея Малашенко слушайте в аудиофайле