К берегам Северной Африки выдвинулась эскадра кораблей ВМС США. Десантные флагманские корабли, авианосцы и атомная подводная лодка сейчас направляются в Средиземное море. И морпехи собираются оставаться в этом районе вплоть до января 2012 года.
Танец буксиров, которые будто раскланиваются с громоздким авианосцем – это, скорее, вальс. Фонтаны, что бьют из пожарных лафетов, похоже, должны добавить элегантности этому танцу, однако красивая военно-морская традиция ничуть не сглаживает конфуз на пирсе. Ведь когда десантный корабль Bataan с сопровождением, срочно, а это редкость в Норфолке – второй случай в истории базы, – берёт курс через Атлантику, в Средиземноморье, те, кто нам нём идут, и те, кто им командуют, не могут ответить на вопрос: зачем авианесущая группа ВМС спешит к берегам Ливии.
"Мы теперь будем смотреть новости, что нам расскажете вы, журналисты. У нас нет никакой информации, просто есть приказ идти в регион, чтобы поддержать нашу группировку", – по-военному немногословен лейтенант ВМС США Джейсон Монтс.
На войну за океан бросают примечательную боевую группу: на борту авианосца не истребители, как те, что например, сейчас царят в небе над Триполи, а вот конвертопланы Osprey Bell V22. Они поднимаются и приземлятся как вертолёты, летают как самолёты. Этот военный трансформер кроили во время войны во Вьетнаме, но до театра боевых действий машина долетает лишь чуть более года назад. Назначение такой хищной железной птицы – заброска групп специального назначения в глубокий тыл противника. Кого и куда будут забрасывать в Ливии, учитывая, что на борту десантного корабля две тысячи двести морских пехотинцев? Их командир, отвечая на этот вопрос, рекомендует: если непонятно, то посмотрите новости по телевизору.
"Разброс тех операций, к которым мы готовы, варьируется от оказания гуманитарной помощи, до проведения боевых операций. В этом спектре мы будем работать на месте, и всё зависит от приказов и ситуации в регионе. Я не хочу спекулировать каков наш потенциал, просто посмотрите, что показывают по телевизору",- советует командующий 22-м подразделением корпуса морской пехоты США Эрик Стэйдл.
Итого в Средиземном море: до прибытия этого большого десантного корабля Bataan имеются два аналогичных – Kearsarge и Pons, флагманский корабль Mount Whitney, атомная подлодка Providence, плюс три эсминца. Два атомных авианосца Enterprise и Carl Vinson – на низком старте. Когда вся эта группировка окажется в Средиземноморье, операцию "Одиссея. Рассвет", можно будет переименовывать в "Одиссею. Зенит".
"Нам точно ничего не сказали, что мы будем делать. Мы знаем, что идём в Средиземное море, а когда вернемся, неизвестно", – поясняет лейтенант ВМС США Брайан Бидикс.
Кроме того, что они отправляются в неизвестность, примечательны сроки операции и её продолжительность. Во-первых, само решение Барака Обамы поддержать военную операцию против Каддафи вызывает бурю негодования в Вашингтоне на Капитолийском холме, потому что президент начинает войну единолично, без согласия Конгресса. Это противоречит американской конституции, в том случае, если операция не носит кратковременный характер. То есть, воевать без согласия конгрессменов президент может 60 дней. Во-вторых, самая красноречивая деталь – морпехи не собираются домой раньше января 2012 года.
"Мы планируем вернуться в начале 2012 года. Это то, что мы говорили сегодня семьям морских пехотинцев", – даёт временную перспективу командующий 22-м подразделением корпуса морской пехоты США Эрик Стэйдл.
Авианесущая группа войдёт в Средиземное море через неделю.
О наземной операции рассуждают неохотно, избегая даже сослагательного наклонения. Но, учитывая, как обтекаемо формулируют миссию у ливийских берегов, десантный корабль с двумя тысячами морских пехотинцев на борту и с конвертопланами Osprey на палубе, покидающий базу в Норфолке, провоцируется вопрос – изменится ли формат войны в Северной Африке?