Не более 20 из сегодняшних 90 самолётов Ту-134 останутся в эксплуатации с 2012 года. Оставшиеся самолёты будут использоваться на нерегулярных рейсах – в правительственном авиаотряде и в бизнес-авиации. Об этом по итогам заседания межведомственной комиссии по безопасности полётов сообщил замминистра транспорта России Валерий Окулов.
После катастрофы самолёта Ту-134 под Петрозаводском президент России Дмитрий Медведев дал поручение рассмотреть вопрос о форсированном выводе лайнеров этого типа из эксплуатации. Кроме этого, в 2009 году был издан приказ Минтранса, который с 2012 года запрещает использовать пассажирские самолёты, в том числе и Ту-134, если они не оборудованы системами предупреждения об опасном сближении с землёй и системой предупреждения столкновения в воздухе.
Валерий Окулов отмечает, что многие авиакомпании считают экономически нецелесообразным оборудовать Ту-134 этими дорогостоящими системами. Пока необходимыми системами безопасности оснащены 9 самолётов спецотряда "Россия", который занимается перевозкой первых лиц государства.
"Видимо, какие-то компании деловой авиации к 1 января еще будут дооснащать свои Ту-134. Ориентировочно, 15 или 20 самолётов в итоге будут эксплуатироваться на нерегулярных рейсах", - цитирует слова Валерия Окулова ИТАР-ТАСС.
Ту-134 (по кодификации НАТО – Crusty (жёсткий), в просторечии "Свисток", "Стиляга", "Туполёнок") - советский пассажирский самолёт для авиалиний малой и средней протяжённости с двумя турбореактивными двухконтурными двигателями. Двигатели установлены в хвостовой части фюзеляжа на пилонах, что значительно снижает шум в салоне по сравнению с самолётами предыдущих поколений. Первый полёт выполнил 29 июля 1963 года, в эксплуатации находится с сентября 1967 года.
Самолёты семейства Ту-134 производились в Харькове в 1966—1984 годах. Всего было построено 852 самолёта всех модификаций. Ту-134 стал третьим по числу выпущенных экземпляров советским реактивным самолётом (уступая Як-40 и Ту-154) и самым массовым магистральным.
Говорят, что появлением Ту-134 Советский Союз был обязан Никите Хрущёву. В 1960 году Первый секретарь ЦК КПСС стал гостем на презентации во Франции нового реактивного самолёта "Каравелла". Самолёт произвёл на советского лидера впечатление, и по возвращении в СССР Хрущёв велел ОКБ Туполева заняться разработкой аналога.