На Садовнической набережной в Москве горел дом купцов Приваловых. Пожар в этом историческом здании случается уже не в первый раз. Общественность считает, что дом подожгли. Он мешал дельцам возвести деловой комплекс. Просто снести здание нельзя - постройки находятся под контролем государства.
Московская огненная аномалия - пожары в центре столице уже не первый год действуют с шокирующей и как бы осмысленной избирательностью, будто специально выжигая памятники истории, культуры и архитектуры.
Очередной ее жертвой пал дом купцов Приваловых на Садовнической набережной, 9. Он выгорел, занявшись одновременно с нескольких концов, прямо напротив Кремля. Огонь распространился на тысячу квадратных метров, пришлось вызывать пожарные катера и вертолёты - всего тушили пожар около 50 подразделений. Едва не вспыхнул и соседний дом - жильцов эвакуировали. Что самое интересное - никто, включая пожарных, даже не сомневался в том, что здание, скорее всего, подожгли. Дело в том, что горело оно уже не однажды при точно таких же обстоятельствах.
"Здание находится под инвестиционным контрактом ООО "Великан 21 век". Эта фирма была привлечена к административной ответственности в виде штрафа. Ей было предложено выполнить охрану данного здания, в том числе установить видеонаблюдение. 1 мая на пятом этаже возник пожар. Его причина – поджог. Возбуждено уголовное дело", - рассказал Дмитрий Крикуненко, замначальника управления по ЦАО главного управления МЧС России по Москве.
Фирма "Великан 21 век" с 2002 года пытается построить на Садовнической набережной очередной деловой центр. Мешал этому именно дом авторства знаменитого архитектора Нирнзее, постройки XIX века, и его обитатели - как обычные жильцы, так и арендаторы. Доходило до открытых боевых действий с применением частных охранников. А недавно инвестиционный контракт был поставлен под вопрос.
"Дело в том, что 26 апреля председатель департамента по культурному наследию подписал распоряжение о приостановке всех сносов и строек в пределах Садового кольца", - заявила Анастасия Аладжалова, активист движения "Архнадзор".
Все эти странные пожары происходят исключительно в охраняемых законами о культурном наследии зонах города, где сносить и строить строжайше запрещено, можно только сохранять и реставрировать.
Март 2004 года. Зловещее зарево над Манежной площадью было видно во всей Москве. При тушении пожара погибли пожарные Эдуард Фомин и Геннадий Золотков.
"Я уже более 25 лет в пожарной охране и такого пожара не наблюдал", - заявил Андрей Сорокин, замначальника управления Государственной противопожарной службы ЦАО Москвы.
Версию о коротком замыкании отвергли быстро. Очаг был в центре чердака, а там нет никакой электропроводки. Кроме более чем вероятного поджога, никаких правдоподобных объяснений так до сих пор и не появилось.
"Я не знаю ответа прокуратуры. Но, судя по всему, я готов согласиться с тем, что сожгли, чтобы удобнее было сделать гараж", - говорит Алексей Комеч, зампредседателя федерального совета по памятникам архитектуры при министерстве культуры РФ.
Речь идет о проекте реконструкции Манежа, в соответствии с которым площадь его должна была увеличиться в два раза - за счет двух подземных этажей и стоянки на 200 машин. Цена вопроса - четверть миллиарда долларов. Однако была проблема: освоение подземного пространства под Манежем является нарушением федерального закона. Тут и случился пожар - памятник сгорел очень кстати. Реконструкция, пусть и в меньших масштабах, была осуществлена.
Видимо, та же судьба рано или поздно постигнет и дом купца Быкова на Брестской улице. Здание было возведено в 1909 году по проекту знаменитого архитектора Льва Кекушева, более века простояло без всяких проблем, а последние несколько лет горит.
Сентябрь 2009 года. Пожар.
"Здание было отселенным, но какие-то работы проводились. Мы сейчас установим, что за работы проводились в этом здании. Там находились люди", - сказал тогда Виктор Климкин, первый заместитель начальника ГУ МЧС по Москве.
Это мягко сказано. Дом был буквально набит нелегальными рабочими. Всех спасли, дом заколотили и присвоили звание выявленного объекта культурного наследия. Появился и инвестор. С тех пор пожарные и наезжают сюда регулярно, в том числе в декабре 2010 года.
Любопытно, что к этому моменту памятник модерна был полностью выселен и обесточен - загореться без посторонней помощи он просто не мог. Так и с остальными памятниками: гораздо дешевле и быстрее разрушить историческое здание дотла и быстро сляпать на освободившейся площадке что-нибудь из стекла и бетона, чем тратиться на дорогостоящую реставрацию.