Миграционное цунами, так окрестил этот кризис Сильвио Берлускони, захлестнуло Европу ещё в феврале. Рим сразу начал бить тревогу, но ЕС поначалу реагировал на просьбу о помощи довольно прохладно. Тем временем на европейский континент нелегально проникли тысячи беженцев.
История Мохаммеда Салы и Мохаммеда Азиза не отличается от 25 тысяч историй других тунисцев, которые пытаются из приютившей их Италии попасть в бывшую метрополию – Францию.
"Мы приезжаем в Италию, нам говорят: поезжайте во Францию. Во Франции отправляют обратно в Италию. Туда-сюда, туда-сюда. Это как футбол, мы устали", – признаётся Мохаммед Азиз.
На руках – два документа: итальянский "паспорт беженца" и общеевропейский вид на жительство, оба сроком на шесть месяцев. Разрешения на работу нет, но оно и не нужно: те, кто решаются нанимать таких работников, не хотят огласки.
"Я думал, стану тут водителем грузовика, как на родине. Мне говорили, они тут зарабатывают по 5, по 10 тысяч евро. Это 4 тысячи тунисских динаров!" – поясняет Мохаммед Сала.
"Ага, думал, заведешь жену-детей?", – улыбается другу Мохаммед Азиз.
Оба Мохаммеда согласились поехать и показать свой быт. Бывшая казарма пожарных между железнодорожными путями сейчас пуста: беженцев там принимают только на ночлег. И то не всех.
Тех, кто, рискуя жизнью, пересёк Средиземное море и потратил на это всё своё состояние, не остановят никакие пограничные проверки. Иммигранты, которым уже не хватает места в центре для беженцев, проводят ночи на пляже, для того, чтобы утром вернуться на вокзал, купить билет и попытаться попасть в страну, где хотя бы понимают язык, на котором они говорят.
Хотя даже почти официальным в Тунисе французским друзья владеют из рук вон плохо. Но это лучше, чем ни слова по-итальянски. Понимая, что пункт назначения тысяч беженцев – Франция, Париж перебросил в регион Приморские Альпы спецназ. Укрепить вроде бы не существующую границу и проверять все поезда из Италии. Следующий поезд отправляется через полчаса, и снимать на профессиональное оборудование в нём уже нельзя.
Попасть из Италии во Францию проще простого: электричка от Вентимильи до Ниццы стоит 7 евро, дорога занимает меньше часа. Но в любой момент в поезд могут войти французские полицейские и попросить пассажиров предъявить денежные средства – 31 евро на день пребывания, таковы правила Шенгена. У тунисских мигрантов таких сумм с собой, как правило, не оказывается.
Первая остановка во Франции – город Ментона. В поезд заходят люди в форме и уже через минуту тунисцев в нём нет, хотя соседи по вагону и пытались замаскироваться, на последние деньги купили новую одежду.
"Правила Шенгенского соглашения" работают очень избирательно. Полицейские подходят к лицам арабской наружности и выводят их из поезда. К корреспонденту российского телевидения никто даже не обратился.
В главной газете Лазурного берега "Нис-Матен" слово "иммигранты" на первой полосе вот уже несколько месяцев.
"Полиция арестовывает от 60 до 70 человек ежедневно. Кого-то отправляют в Италию сразу, кто-то попадает во французский центр для беженцев, проводит там двое суток и в течение недели по закону должен сам вернуться в Италию. Конечно, этого не происходит", отмечает Кристоф Сирон, журналист "Нис-Матен".
А на носу – выборы во французский Сенат. Осенью на них, скорее всего, победят правые. Судьба подарила им беспроигрышные предвыборные аргументы. За Францией последовала Дания: на границах со Швецией и Германией через пару недель появятся стражи, чего в единой Европе давно не было. Брюссель в юридической ловушке: пускать больше нельзя, но и выгонять не позволяют европейские ценности. Цену этим ценностям тунисцы уже знают: "Европа – это дерьмо. Нет тут у вас никакой демократии!"
Друзья решили, если через месяц работы не появится, оба вернутся домой в Тунис. Но за остальных своих соотечественников они сказать, конечно, не могут.