Повышение пенсионного возраста на Украине обострило дискуссии на эту тему и в России. Установленную в советское время планку в 55 лет для женщин и 60 для мужчин уже превысили другие постсоветские страны. Будет ли Россия идти по пути своих соседей, Вести.Ru поинтересовались у чиновников и экспертов.
Россия держит "мягкую" планку
В конце прошлой недели украинская Верховная Рада повысила пенсионный возраст с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 62 лет для мужчин-госслужащих. Это решение было принято по настоянию МВФ, в кредитах которого нуждается украинская экономика.
Установленную в советское время планку (в 55 лет для слабого и 60 – для сильного пола) ранее повысили в Молдавии (57 лет и 62 года), Казахстане (58 лет и 63 года), Армении (63 года и 65 лет) и других странах СНГ, а также в прибалтийских республиках. Причем в Литве, например, не остановились на достигнутом (60 и 62,5) и запланировали довести общий показатель до 65 лет к 2025 году. В связи с чем, в соседней Латвии одни эксперты призвали последовать литовскому примеру, а другие возразили, указывая на то, что постоянно повышать пенсионный возраст нельзя.
На постсоветском пространстве в России на сегодня едва ли не самые либеральные параметры выхода на пенсию, с учетом большого (до 33%) количества льготников. Подобный пенсионный либерализм недостаток или преимущество?
По мнению старшего экономиста "ВТБ Капитал" Александры Евтифьевой, он оборачивается все большими нагрузками на отечественную экономику. Из-за чего далее придется либо поднимать налоги, либо наращивать госдолг, но и то, и другое – нежелательно, заметила Вестям.Ru Евтифьева.
Она не исключила, что о начале преобразований в пенсионной системе власти объявят уже в следующем году. В частности, могут быть приняты меры по сокращению числа тех, кто выходит на пенсию раньше общего срока, и повышению обязательного трудового стажа. А вот уравнивать мужчин и женщин при последующем повышении возрастной планки, наверное, не следует, учитывая вклад российских мам и бабушек в решение актуальнейших демографических проблем, подчеркнула старший экономист "ВТБ Капитал".
По мнению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, в 2014-2016 годах в России назреет необходимость повышения пенсионного возраста.
Он также считает, что поскольку женщины после выхода на пенсию живут значительно дольше мужчин, для них допустимо было бы в большей степени повысить пенсионный ценз. При этом низкая продолжительность жизни у мужчин не должна стать препятствием для реформирования пенсионной системы. "Это не аргумент. В развитых странах многие мужчины умирают и в сорок, и в 25 лет", - сказал Гурвич Вестям.Ru.
Пенсии должны стать больше
Директор Центра экономических исследований МФПА Сергей Моисеев, напротив, считает, что говорить о повышении возрастной планки невозможно, пока в некоторых российских регионах средняя продолжительность жизни мужчин достигает 55 лет.
"Манипулирование возрастом лишь на время позволяет решить проблему восполнения дефицита Пенсионного фонда, но в дальнейшем она обострится вновь. И чтобы этого избежать, необходимо реализовать комплекс мер краткосрочного и долгосрочного характера, ориентировав их на стимулирование общего развития экономики", - подчеркнул Моисеев.
В пресс-службе Минздравсоцразвития Вестям.Ru сообщили, что в ближайшем обозримом будущем рассматривать вопрос об увеличении пенсионного ценза не планируется. Для этого нужны соответствующие социальные предпосылки, подразумевающие, в том числе увеличение продолжительности жизни населения (сейчас она составляет 63 года у мужчин и 75 – у женщин). Причем увязано повышение возрастной планки должно быть с задачей увеличения размера пенсий, отметили в министерстве.
Осенью Минздравсоцразвития представит в правительство проект стратегии долговременного развития пенсионной системы до 2050 года. Как в ней будет сформулирован "возрастной вопрос", пока не ясно. Но ранее сообщалось, что какие-то его аспекты, вроде сокращения числа льготников, могут быть затронуты уже в ходе намеченной с 2014 года модернизации действующей концепции пенсионной системы, вкупе с сопутствующими налоговыми новациями.