В Гайане несколько часов назад в условиях плохой видимости и проливного дождя разбился самолет компании Caribbean Airlines. При посадке лайнер развалился надвое. Все пассажиры, к счастью, остались живы, хотя есть раненые. Причина пока неизвестна, но не исключено, что виной всему человеческий фактор. Именно он привел к катастрофам Airbus А-330 над Атлантикой и польского президентского борта под Смоленском.
Две катастрофы объединяет не только огромное число жертв: 228 – над Атлантикой и 96 – в Смоленске – этих аварий вообще не должно было быть. Air France – одна из крупнейших авиакомпаний мира, а самолётом президента Польши управляли, казалось бы, лучшие пилоты страны. Но главная причина обоих крушений – человеческий фактор.
"Командир воздушного судна отлучился, не оставив чётких инструкций. Не было совместной проработки полётного задания. Не были отработаны действия экипажа в ситуации отлучения командира воздушного судна".
Доклад французского бюро о причинах трагедии рейса Рио – Париж в июне 2009-го обнародован в один день с результатами польского расследования катастрофы литерного самолёта из Варшавы в Смоленск в апреле 2010-го. Какие разные лайнеры – А-330 и Ту-154, но как созвучны характеристики действий пилотов.
"Неправильная подготовка пилотов 36-го спецавиаполка, чрезмерная загрузка пилота, недостаточные знания системы управления самолётом, раскоординированность действий экипажа", – доложил о причинах аварии под Смоленском заместитель председателя комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы Ту-154 Мирослав Гроховский.
Даже рекомендации по результатам расследований во Франции и в Польше практически одинаковые – ужесточение требований к подготовке пилотов.
"Рекомендации французского управления по расследованию происшествий на гражданской авиации сосредоточены преимущественно на том, что подготовка пилотов по обеспечению безопасности полётов должна быть лучше. В частности, это относится к пилотам Air France. Они недостаточно подготовлены к экстремальным ситуациям – катастрофа в Атлантике показала именно это", – рассказывает представитель германской ассоциации жертв авиакатастрофы А-330 Барбара Кролоу.
За несколько минут до крушения аэробуса командир французского лайнера оставил штурвал малоопытному второму пилоту. Пока работал автопилот, самолёт летел. Как только он отключился, 200-тонная машина рухнула в океан. Командир польского борта номер один тоже почти до конца вёл Ту-154 на автопилоте и не уводил машину вверх, даже не смотря на предупреждения системы сближения с землёй. Излишняя самонадеянность или чрезмерное доверие электронике?
"Электроника обязательно откажет. Но вот наши умеют в ручном режиме и в тайге посадить, и на воду", – убежден президент Фонда содействия развитию гражданской авиации Олег Смирнов.
И "Аэробус", и "Туполев" до последней секунды оставались в идеальном техническом состоянии: работали и двигатели, и системы управления. Даже такие не зависящие от человека обстоятельства, как погодные условия в обеих катастрофах очень похожи: гроза над Атлантикой и густой туман в Смоленске. Но в результатах расследования это всё второстепенно – роковыми стали именно действия не достаточно подготовленных пилотов.