Политические события в Греции сделали возможным то, о чем раньше предпочитали не говорить – дефолт. Пришло время подумать о том, о чем раньше никто не думал: Греция должна закончить десятилетний период использования евро и вернуться к своей национальной валюте – драхме. Мнения экспертов по этому поводу приводит New York Times.
Официально в Афинах такой ход воспринимается не иначе, как анафема. Но все больше экономистов утверждают, что это было бы лучшим курсом для Греции – независимо от того, какими будут в ближайшее время финансовые и экономические показатели. И теперь, в преддверии референдума по мерам жесткой экономии, появляется все больше тех, кто прислушивается к активному меньшинству, давно призывавшему к возвращению драхмы.
Маловероятно, что возвращение к национальной валюте станет быстродействующим лекарством для Греции. Дефолт при государственном долге в 500 миллиардов долларов станет уже несомненным фактом, вкладчики начнут забирать свои средства из греческих банков, валюта резко девальвируется, при этом инфляция примет угрожающие размеры. Вернуться на международные кредитные рынки Греция сможет только через несколько лет.
Но те, кто вступает за возвращение драхмы, считают, что страхи преувеличены. "Главная проблема в том, что мы используем иностранную валюту, – считает главный специалист одной из крупнейших нефтегазовых компаний Греции Avinoil Василис Серафимакис. – Если бы у нас была своя валюта, мы могли хотя бы печатать деньги".
Согласно недавнему опросу, проведенному одной из греческих газет, 66% граждан страны верят в то, что возвращение к драхме до добра не доведет. Однако сторонники отказа от евро утверждают, что на самом деле все больше греков сомневаются в европейской валюте. "Мнение о том, что Греции нужно отказаться от евро, более широко распространено, чем может показаться", – говорит греческий экономист из Лондонского университета Костас Лапавитсас.
Однако до сих пор многие греки ощущают себя частью единой Европы благодаря евро и тому благополучию, которое на время пришло в страну вместе с европейской валютой. Разговоры о возвращении к драхме в основном воспринимались как апокалиптический вариант, нежели как реальная возможность. И для все большего числа греков экономический коллапс в стране – уже вполне себе апокалипсис.
Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу бросил гражданам страны вызов в понедельник, когда объявил о референдуме. Но ребром вопрос поставил министр финансов Евангелос Венизелос. "Выступаем ли мы за Европу, еврозону и евро? Или Греция должна вернуться к драхме?" – сказал он.
Известные за пределами Греции эксперты, между тем, уже больше года спорят о том, что страна вряд ли сможет сохранить конкурентоспособность, если будет цепляться за евро. Среди них – такие известные лица, как американский экономист Нуриэль Рубини и инвестор Джордж Сорос. Небольшая, но постепенно растущая группа греческих экономистов задается тем же вопросом. А именно: есть ли польза в том, чтобы иметь собственную дешевую валюту и не окажется ли это для Греции дешевле, чем дефлот и отказ от евро?
Греческий экономист из Калифорнийского университета Стергиос Скапердас отмечает, что многие греки с трудом могут согласиться с тем, что их мечты, связанные с евро, пойдут прахом. "Для большинства греков, в том числе и для экономистов, переход к евро был чем-то вроде сбывшейся мечты о браке с идеальным партнером – красивым, умным, заботливым, да еще и богатым. И теперь так же внезапно эта мечта превратилась в кошмар".
За такой "евро-развод" придется немало заплатить. В первую очередь – греческим банкам. Поэтому большая часть греческих экономистов настаивает на том, что такого исхода все-таки не будет. "Не может быть, чтобы Греция отказалась от евро – это отбросит нас на многие годы назад, – говорит Яннис Стурнарас, известный в Афинах экономист. – Долг при этом вырастет вдвое – это вообще не обсуждается".
Последние два года греческий медиа-магнат Георгиос Коурис через свой ведущий таблоид Avriani неустанно вел кампанию за отказ от евро в пользу драхмы. Он уверен, что единственная возможность для Греции продвинуться вперед – это возвращение назад. "Те, кто сейчас поддерживают евро, это люди, которые превратили нас в больное государство, – считает он. – До введения евро бутылка воды стоила 0,5 драхмы. Сейчас она стоит 1,7 евро. Это трагедия".