На российском автомобильном рынке появляется новый крупный игрок. В Набережных Челнах компании Fiat и Sollers заключили соглашение о создании совместного предприятия, которое будет выпускать сразу 9 моделей машин различных классов. В церемонии подписания принял участие Владимир Путин. Премьер побывал в цехах завода Sollers, где уже начат выпуск Fiat. А затем посетил другое автопредприятие – "КамАЗ".
Конвейер в Татарстане, на котором российские рабочие собирают итальянские автомобили, ради приезда Владимира Путина не стали ни запускать, ни останавливать – он работал в обычном режиме. Fiat в России представлен уже несколько лет, но его новый проект совместно с компанией Sollers должен привести к появлению второго по величине в стране производителя автомобилей. Впереди – только Тольятти. Но там, кстати, тоже итальянские корни.
"На закупку оборудования планируется потратить более 1 миллиарда евро, из них – примерно 600 миллионов на приобретение оборудования итальянского производства, что в условиях кризиса, безусловно, будет серьезной поддержкой и приведет к зримым результатам нашей кооперации", – отметил премьер-министр России Владимир Путин.
Росчерк пера – и совместное российско-итальянское предприятие создано. Пока на бумаге. Но уже в следующем году с конвейера начнут сходить 9 новых моделей легковушек и внедорожников. В планах – производить до 500 тысяч авто в год, и это – не отверточная сборка. Двигатели и коробки передач будут хоть и с итальянской выправкой, но родом из России.
"Правительство Российской Федерации рассмотрит возможность кредитной поддержки этому проекту в объеме 2 миллиардов 100 миллионов евро, – сообщил Владимир Путин. – Повторяю, этот вопрос должен быть еще – как следует – проработан кредитными учреждениями. И исходим из того, что при реализации проекта в его работе осуществление этого проекта, будут задействован целый ряд регионов Российской Федерации, где есть соответствующая компетенция, где есть хорошо подготовленные кадры, включая город Тольятти".
Набережные Челны – город автостроителей, как в Америке – Детройт. Но если Детройт так и не оправился после нефтяного кризиса 70-х, то промышленный центр на берегу Камы, похоже, экономический кризис XXI столетия переживет.
В цехах переводят уже на немецкий. В присутствии премьер-министра концерн Daimler стал стратегическим партнером Камского автозавода. Следом – подписание государственных контрактов на 10 миллиардов рублей. И это в добавок к уже принятым мерам.
"На прямую закупку автотранспорта было направлено 19 миллиардов, еще 6 миллиардов – через лизинговую компанию. Итого – 25, – рассказал Владимир Путин. – Таким образом, мы, в целом, с помощью средств государственной поддержки помогли предприятию реализовать 40% всей выпускаемой продукции".
На "КамАЗе" Владимир Путин поздравил раллийную команду завода с девятой по счету победой в "Дакаре". Золотой кубок нашелся и для премьер-министра. На нем написано "Казань – Ашхабад 2009" (это маршрут ралли "Шелковый путь"). Следующий российский этап международной гонки организаторы хотят провести между Санкт-Петербургом и Сочи. Премьер идею одобрил и тут же поинтересовался, сколько она стоит. Как выяснилось, 15 миллионов.
Напоследок глава правительства встретился с Минтимером Шаймиевым. В этом году президент Татарстана уходит на пенсию. Путин заметил – от успехов как нынешнего, так и будущего руководства республики благополучие местных автопроизводителей зависит никак не меньше, чем от федерального центра.