Премьер-министр Великобритании Гордон Браун в пятницу отвечал на вопросы специальной комиссии о том, как в его бытность министром финансов в правительстве Тони Блэра принимались решения об участии страны в военной кампании в Ираке в 2003 году. Онлайн-трансляцию заседания вел сайт Вести.Ru.
В отличие от своего предшественника (как на посту премьер-министра, так и в кресле "ответчика" на заседании комиссии, Тони Блэра), Гордон Браун прибыл в конференц-центр имени Елизаветы II с парадного входа. Блэр, посещавший заседание комиссии 29 января, решил избавить себя от общения с протестующими у главного входа в здание и вошел с черного хода. Так что активисты антивоенных организаций и родственники погибших во время иракской кампании ждали экс-премьера зря.
Браун прятаться ни от кого не стал (правда, протестующих в этот раз было куда меньше) и вошел в здание, как пишет The Independent, с высоко поднятой головой. Понятно, что каяться он не собирался, наоборот, отвечая на вопросы членов комиссии премьер вновь и вновь старался подчеркнуть – для начала военной операции в Ираке были основания, и Великобритания участвовала в ней не зря.
Начал британский лидер с того, что отдал должное жертве, которую британские военнослужащие принесли во время иракской войны. "Никто не хочет войны, никто не хочет смотреть, как умирают невинные, никто не хочет, чтобы их жизни подвергали опасности, – сказал он. Никто не стал бы принимать это решение (об участии страны в войне), если бы в тогдашних критических условиях мы не были уверены, что поступаем правильно". "Я уверен, что это было правильное решение", – заявил Браун.
По словам премьера, Тони Блэр в 2003 году не скрывал от него подготовки к операции и он, министр финансов, был полностью в курсе происходящего. Его собственные советники по безопасности, приводит "Би-би-си" слова Брауна, также убеждали его, что с угрозой со стороны Ирака "надо что-то делать".
Однако главным аргументом в пользу начала кампании, заявил Браун, было нарушение Ираком резолюций ООН, а также понимание того, что "страны-изгои" не должны оставаться безнаказанными, если они действуют вразрез с международным правом.
В то же время ряд ошибок Браун признал – например, по его словам, ему следовало быть упорнее в попытках убедить лидеров США уделять большее внимание восстановлению страны после активной фазы операции. Однако он все же предупреждал американцев о необходимости основательно планировать восстановление Ирака. "Я не могу брать личную ответственность за все, что пошло не так", – заявил премьер.
Ранее некоторые из дававших показания на заседаниях комиссии военных возлагали на Брауна ответственность за недостаточное финансирование армии во время его руководства министерством финансов. Это, по их мнению, стало одной из причин больших потерь и других неудач британцев в ходе войны.
Однако на сегодняшнем заседании Браун заявил: как министр финансов, денег на войну он не "зажимал". Он сообщил тогда премьеру Блэру, что расходы на военную операцию не будут проблемой и ресурсы, в случае необходимости, будут найдены. Более того, Браун утверждает, что ни в одной просьбе военных о закупке вооружений или другого оборудования не было отказано.
Премьер заявил также, что с его точки зрения Тони Блэр во время подготовки к войне и ее проведения "все сделал правильно". Сам же Браун, по его словам, тогда ограничил свое участие в принятии решений финансовыми вопросами: "Моей задачей было не вмешиваться в важнейшие дипломатические переговоры". Премьер сообщил, что никаких писем от Блэра, адресованных президенту США Джорджу Бушу, не видел. Ранее Блэра обвиняли в том, что он заранее пообещал США поддержку в войне, не заручившись согласием парламента. Не знает ничего он и о якобы состоявшемся разговоре между Блэром и Бушем на эту тему в апреле 2002 года.
Основные вопросы расследования
Один из главных вопросов, на которые предстоит ответить в ходе расследования - обещал ли Тони Блэр Джорджу Бушу весной 2002 года, что Великобритания примет участие в военной операции в Ираке? Дело в том, что в июле того же года Блэр, выступая в парламенте, заявил, что решение об участии Соединенного Королевства в кампании не принято. В то же время, как утверждается в одном из попавших в руки журналистов правительственных документов, в ходе переговоров с Бушем в апреле 2002 года на ранчо Кроуфорд в Техасе британский премьер пообещал президенту США военную поддержку в деле свержения режима Саддама Хусейна.
Кроме того, комиссия постарается выяснить, осознавал ли Тони Блэр, что стремление сменить политический режим в Багдаде не является законным основанием для вторжения в Ирак? По некоторым данным, ближайшие советники пытались убедить премьера в обратном.
Вызывает многочисленные вопросы и неготовность ряда британских военных частей, отправленных в Ирак в начале кампании, к боевым действиям. В частности, солдатам не хватало вооружения и даже бронежилетов. Интересует общественность и то, имелся ли у британских властей план развития Ирака после свержения режима Хусейна. Сообщалось, что Буш уверял Блэра – серьезных проблем после смены режима в стране не возникнет.
Если подозрения подтвердятся, репутация Тони Блэра серьезно пострадает. 7 лет назад тогдашний премьер заявлял, что цель иракской кампании – уничтожение оружия массового поражения. Оказалось, что уже тогда он имел в виду смену политического режима. И это не единственный промах бывшего премьера в Ираке. Его просчеты стоили жизни сотням человек, военным и мирным жителям.
Состав комиссии
Председатель – сэр Джон Чилкот. До 1997 года занимал различные посты в министерстве внутренних дел, департаменте госслужбы, аппарате кабинета министров и в министерстве по делам Северной Ирландии. Также работал советником различных разведслужб и служб безопасности. Скептики считают, что сделавший карьеру на госслужбе 70-летний Чилкот не позволит расследованию зайти слишком далеко, так как тесно связан с правящей элитой Великобритании. По его словам, комиссия – не суд, и в ее функции не входит определение виновных и невиновных. Главная цель возглавляемого им органа, уверен Чилкот – "написать историю" участия Великобритании в иракской войне, которая послужила бы уроком будущим руководителям страны.
Другие члены комиссии – политолог Лоренс Фридман, профессор Оксфорда, историк и писатель Мартин Гилберт, бывший посол Великобритании в России Родерик Лайн, член Палаты лордов баронесса Уша Прашар. Секретарь комиссии – Маргарет Алдред, проработавшая четверть века в министерстве обороны, а сейчас занимающая должность в аппарате кабинета министров.