Марат Гельман: Мосгордума объявляет войну москвичам

А городские власти уже точат копья и готовят убийственные аргументы к следующему сражению - Пушкинская площадь. Проект её реконструкции окончательно не принят, но уже понятно - торговый центр под площадью появится.
Обсуждение генерального плана развития Москвы до 2015 года в Общественной палате оказалось более бурным, чем все предыдущие официальные дебаты по этой теме. В разгар заседания представители столичных властей покинули зал под возгласы "позор" и "предатели".

Обсуждение генерального плана развития Москвы до 2015 года в Общественной палате оказалось более бурным, чем все предыдущие официальные дебаты по этой теме. В разгар заседания представители столичных властей покинули зал под возгласы "позор" и "предатели". А председатель Мосгордумы Владимир Платонов даже пообещал судиться за вранье с экспертом-архитектором, участвующим в заседании. Сразу несколько профильных комиссий общественной палаты обсуждали сегодня проект генерального плана. Обсуждения как такового не получилось, и заседание оказалось полностью посвящено жесткой критике деятельности московских властей. После слов искусствоведа Марата Гельмана – "для нас исторический центр Москвы – это любовь, а для Лужкова – овощная грядка, с которой нужно собрать больше урожая" - столичная делегация вышла из зала. Сейчас на связи со студией радио "Вести ФМ" член комиссии Общественной палаты по сохранению и развитию отечественной культуры Марат Гельман.

"Вести ФМ": Марат Александрович, здравствуйте! У вас находятся хоть какие-то точки соприкосновения со столичными властями по поводу Генплана или все так упираются друг против друга?

Гельман: Одно то, что этот анализ, который мы провели, достаточно поверхностный, с этим мы согласны, потому что у нас было мало времени и, собственно говоря, весь пафос наш первоначально был в том, что давайте не спешить, закон позволяет еще полтора года обсуждать его, уточнять, улучшать и только потом принимать. Но я не согласен, что не было обсуждения. В первой части выступали эксперты, ведущие эксперты, и когда мы увидели, что к этим абсолютно вменяемым аргументам относятся просто пренебрежительно, то пришлось взять слово и объяснить, почему. Ведь проблема заключается в том, что Сергей Ткаченко, директор института Генплана, и Кузьмин, главный архитектор, - профессиональные люди; почему они сделали такой плохой Генплан? И я дал ответ, потому что они люди не самостоятельные, они полностью под влиянием Лужкова, а Лужковым движет, с одной стороны, жадность, то есть он хочет как можно больше денег собрать с центра Москвы и поэтому объединяет исторический центр, деловой, административный. С другой стороны, страх, потому что все-таки совершены уже преступления, испорчена Манежная площадь, есть целый огромный список, и он хочет этим Генпланом как бы узаконить свои преступления. Если придет другая власть, чтобы она его не преследовала.

"Вести ФМ": Смотрите, есть аргументы московских властей, что, во-первых, этот план прошел обсуждение, москвичи принимали участие в обсуждении, там высказано было порядка 70 тысяч замечаний, и все они, или, вернее, часть из них, были учтены.

Гельман: Что касается обсуждения. Дело в том, что у них неправильное понятие общественных обсуждений. То есть они собирали людей в ЖЭКах, причем все места были заняты сотрудниками ДЭЗов, непрофессионалами. Общественность – это не собрание в ЖЭКах, общественность – это независимые профессионалы.

"Вести ФМ": Ну, согласитесь, собрание в ЖЭКах тоже своего рода общественность, там тоже люди собираются.

Гельман: Еще раз говорю, Генплан – это концептуальный документ, нельзя вот так разбить Москву на 500 участочков, и каждый участочек обсудить. У нас проблемы сохранения исторического города, проблемы транспорта, они не решаются такими участочками. Есть специалисты. Вообще, общественность – это независимые профессионалы. Этим независимым профессионалам слова не давали. Более того, у нас 24 января начала работать наша палата, 25-го мы уже попросили их приостановить работу по принятию Генплана, потому что к нам пришли 50 общественных организаций с конкретными замечаниями. Мы начали с этим разбираться. Нам пообещали первоначально, что отложат второе слушание, мы просили людей, чтобы они не выходили на улицы, но нас обманули. Получается, что и мы людей обманули, потому что они втихую, быстренько второе чтение прошли. 20-го намечено третье чтение. Нет доверия к ним, понимаете?

"Вести ФМ": Вот вы все это говорите, они кивают головами, потом вам говорят, опять-таки цитирую главного архитектора Москвы, что многие вопросы, которые вы как Общественная палата поднимаете, - это вопросы к законодательству, часто к федеральному. "Общественная палата хочет нас заставить делать Генплан не по закону".

Гельман: Дело в том, что я действительно закончил свое выступление тем, что даже если мы победим эту жадность, безразличие и страх, перед нами стоит серьезная проблема – невозможно сделать хороший Генплан Москвы отдельно от Генплана Московской области, что должен быть единый документ. Это очевидная вещь. Нельзя сделать так, чтобы Подмосковье развивалось, они сейчас прячут друг от друга Генпланы, вот эти два института, которые разрабатывают, но они должны были поставить этот вопрос. Они его не поставили, то есть потому, что их, по большому счету, не интересует, чтобы был хороший документ, который давал бы развиваться городу и который бы при этом сохранял центр. То есть их устраивает такая ситуация. Нас не устраивает. Действительно, есть проблемы, которые они сами не могут решить. Они этот вопрос даже не поднимали. А мы считаем, что мы его должны поднять.

"Вести ФМ": Хорошо, вот сегодня завершилось, можно сказать, ничем. Дальше-то что?

Гельман: Ничего подобного, я не считаю, что ничем. Во-первых, все-таки экспертам удалось высказать очень важные свои заключения. Они касаются проблем сохранения города, они касаются проблем транспорта, они касаются ужасной ситуации. Для меня самого была новость проблемы с экологией. Оказывается, что после того, как построили третье транспортное кольцо, чистый воздух перестал поступать в центр города, если до этого были так называемые зеленые лучи, то есть такие каналы, что ли, по которым чистый воздух поступал в центр, третье кольцо их перекрыло. То есть сегодня высказались эксперты. Это первое и очень важное.

"Вести ФМ": А четвертое кольцо построят, вообще дышать будет нечем тогда.

Гельман: Ну, смотря как. Сегодня выступал фантастически эрудированный Бочаров – академик, который лучше всех знает. Он сегодня жаловался, что когда было обсуждение до этого, ему просто заткнули рот, ему не дали высказаться, человеку, который лучше всех на постсоветском пространстве знает, понимает проблемы большого города. То есть я хочу сказать, что, первое, высказались эксперты, второе, мы убедили руководство Общественной палаты, и на основании этих слушаний сегодня ушло письмо Медведеву. Третье, 13 числа, то есть до того, как они будут слушаться, мы собираем митинг неравнодушных и выскажем свое мнение на улице. Если после этого Мосгордума все равно 20 числа примет этот Генплан, то это значит, что она объявляет войну жителям. Объявил войну, значит, готовься к войне, будем воевать!
 

Комментарий Марата Гельмана по поводу Генплана слушайте в аудиофайле

Читайте также по теме:

Владимир Платонов: всех пожеланий не учтешь