Следственный комитет прокуратуры сейчас проводит проверку обстоятельств усыновления Артёма Савельева, которого вернули в Москву его приёмные американские родители. Сейчас мальчик находится под наблюдением врачей в 21-й детской больнице столицы.
Возле детской городской больницы – тишина и спокойствие. А ночью здесь ругались и кричали. Сотрудники американского посольства под покровом темноты пришли за Артёмом Джастином Хансеном, хотя американская мать от него отказалась, цинично отправив одного через океан, с запиской в кармане. Медицинский персонал и охрана ребёнка отстояли.
Сейчас мальчик хорошо себя чувствует, он здоров, весел, играет в матрешки и угощает врачей американским печеньем. Настроение падает лишь когда Артема спрашивают про маму.
"Я попытался расспросить его о семье, – рассказывает Павел Астахов, уполномоченный при президенте по правам ребёнка. – Он хорошо отзывается о бабушке, дедушке и старшем брате Логане, но очень плохо говорит про мать, которая от него отказалась. Когда я его спросил о Тори Хансен, то у него сразу изменилось лицо, и глаза наполнились слезами. Я сразу спросил: она тебя обижала? "Нет, – ответил он, – она меня не била. Она таскала меня за волосы". Я спросил – много? Он ответил, что да, много, и после этого он сразу начинает плакать от этого".
Он совсем не говорит по-русски, в Америке забыл родной язык. А ведь ещё полгода назад хорошо читал и писал – рассказывают воспитатели детского дома Партизанска, куда Артёма Савельева привезли три года назад. Его биологическую мать лишили родительских прав.
"Артём – способный мальчик, хороший ребёнок, худенький, солнечный. Ребёнок хорошо воспринимал всё, что мы изучали", – вспоминает о нём воспитательница Светлана Глуховцева, работающая в детском доме Партизанска.
Когда в детский дом приехала Торри-Энн, одинокая медсестра из штата Тенесси, они сразу понравились друг другу. И Артём Савельев стал первым ребенком во Владивостоке, уехавшим в Америку. Как оказалось, ненадолго, через полгода Торри прислала его обратно, с письмом в кармане.
Письмо о том, что мама отказывается от усыновления, чтобы не разрушать себя, свою семью и своих близких. "Я усыновила этого ребёнка, Артёма Савельева, 29-го сентября 2009 года. У этого мальчика проблемы с психикой. Он жесток и часто ведёт себя неуравновешенно. В российском детском доме меня обманули. Там отлично знали о проблемах этого ребёнка, но всё представили в ложном свете, чтобы поскорее избавиться от него".
О том, что возвращается в Россию навсегда, Артём не знал. Приёмные родственники сказали: поедешь на экскурсию в Москву. Один. У авиакомпании вопросов тоже не возникло.
Дети часто летают одни – это нормальная практика. Две недели назад агентство, которое отправляло ребёнка в США, бодро отчиталось – у мальчика всё хорошо. Сейчас двери офиса наглухо закрыты.
- У них только директор и бухгалтер. Про мальчика слышал, а мне всё равно, что они здесь делают. Мне главное с них деньги за аренду взять.
Следственный комитет при прокуратуре проводит проверку обстоятельств усыновления Артёма, органы опеки Приморского края объявили о том, что готовы принять мальчика обратно, министерство иностранных дел России предложило определить малыша в Караульский детский дом имени Чичерина. Приёмная мать Торри-Энн Хансен молчит, как и американские СМИ. А у Артёма скоро день рождения, через неделю ему исполнится восемь.
Почему ребёнок плачет, когда говорят о его приёмной матери? Почему американка цинично вернула мальчика в Россию, как неудачную покупку? На эти вопросы, возможно, будут получены ответы через 7 дней. Неделю Артём будет находиться в 21-й детской городской больнице, с ним работают психологи. За это же время определится его дальнейшее место жительства. Скорее всего, это будет детский дом Москвы или Подмосковья.