В преддверии намеченного на 3 апреля начала продаж уникального планшетного устройства iPad в Сети появились первые обзоры новинки от "избранных" экспертов в области высоких технологий, которым посчастливилось получить аппарат от Apple заранее. Так, свое мнение о гаджете озвучили технологические "гуру" Уолт Моссберг из The Wall Street Journal и Дэвид Пог из The New York Times. Обоим обозревателям планшет в целом понравился, однако они пришли в итоге к разным выводам.
Моссберг, судя по обзору, за неделю буквально влюбился в iPad. По его мнению, устройство способно изменить структуру рынка, серьезно потеснив ноутбуки и нетбуки. Секрет предрекаемого аналитиком успеха - инновационный сенсорный интерфейс, пользоваться которым удобно не только для задач, типичных скорее для смартфонов, но и в традиционной для "больших" компьютеров деятельности.
Журналист WSJ уверен, что iPad - представляет из себя нечто гораздо большее, чем iPhone с большим экраном, хотя использует тот же сенсорный интерфейс и поддерживает разработанные для iPhone приложения. А вот Дэвид Пог из New York Times называет iPad просто "огромным iPod Touch" (мультимедиа-плеер внешне идентичный iPhone, но без телефонной функциональности).
По мнению Моссберга, Apple создала принципиально новый тип компьютера, который станет не просто еще одним гаджетом, который можно носить с собой в дополнение к смартфону и ноутбуку. У iPad есть все задатки, чтобы заменить ноутбуки в большинстве задач, для которых они используются. По крайней мере, сам журналист утверждает - за ту неделю, что он знакомился с iPad, свои ноутбуки он открывал в пять раз реже, чем обычно.
Если эксперту из WSJ экранная клавиатура iPad очень понравилась и показалась даже удобней, чем сочетание "тесной клавиатуры и крошечного тачпада" на современных нетбуках, то его коллега из New York Times назвал набор текста на ней "чудовищным опытом". Вся надежда, пишет Дэвид Пог, на внешнюю подключаемую док-клавиатуру, которая появится в продаже по цене 70 долларов позже в этом месяце. Но комплект из iPad и клавиатуры будет уже, разумеется, не столь портативным. Не понравилось Погу и то, что экран глянцевый - если его выключить, то сразу становятся видны неэстетичные "узоры" из отпечатков пальцев. К тому же, он заметно "слепнет" на солнце.
Для чего новый планшет явно не подойдет, так это для работы с крупными таблицами, профессиональной обработки изображений, написания длинных текстов. Однако большинство пользователей занимаются этим не так уж часто, зато постоянно пользуются электронной почтой, социальными сетями, читают новости, смотрят онлайн-видео и фото, слушают музыку. Для этих задач iPad, по мнению экспертов, подходит лучше традиционных портативных компьютеров.
Впрочем, и к одной из главных функций iPad - чтению специально выпущенных для него электронных версий книг и журналов - у эксперта из New York Times есть претензии. Пока не впечатлило число доступных на сегодня в магазине iTunes книг - около 60 000 наименований, и их пока нельзя читать ни на одном другом устройстве, включая ноутбуки и смартфоны от Apple.
В онлайн-магазине Amazon, поставляющем контент для своего электронного ридера Kindle, книг на порядок больше, а программа для чтения собственного формата доступна для большинства настольных и мобильных операционных систем. К тому же, если Kindle весит около 350 граммов и ее легко читать, держа одной рукой, то 700-граммовый iPad долго так не продержишь.
Зато к процессору претензий нет ни у одного из экспертов - спроектированный самой Apple "камень" A4 отлично справляется со всеми задачами, устройство реагирует на нажатия моментально, анимация окон и программ не "тормозит". Если бы не предубеждение Стива Джобса, можно было бы наверно все же реализовать в планшете поддержку Flash, считает Пог. А так многие сайты в Интернете при просмотре с устройства "зияют" белыми пятнами в тех местах, где должна быть Flash-графика и видео.
Джобс утверждал, что Flash серьезно "подорвал" бы ресурс батареи iPad. Проверить, так это или нет, мы не можем, однако "живучесть" устройства в его нынешней конфигурации на одном заряде аккумулятора приятно удивила обоих обозревателей. У Моссберга планшет проработал в режиме непрерывного воспроизведения видео более 11 часов - на час с лишним больше, чем обещала Apple.
Напомним вкратце другие особенности устройства, о которых было известно с момента анонса. Цены в зависимости от объема встроенной памяти (внешняя память не поддерживается, батарея также незаменяема) и наличия-отсутствия 3G-модема, колеблются от 500 долларов за аппарат с 16 Гб памяти без модема до 830 долларов за топовую модель с 64 Гб и поддержкой 3G-сетей. Для 3G-варианта месяц безлимитного доступа в Сеть будет стоить 30 долларов, а 250 мегабайт трафика в месяц на лимитированном тарифе - 15. Причем никаких кабальных контрактов с оператором заключать не надо - доступ покупается простым нажатием кнопки в специальном приложении. Помимо наушников подключить к iPad можно будет лишь специально для него изготовленную периферию - USB-портов у новинки нет.
Зная отношение Apple к бизнесу в России, сложно ожидать официальных поставок устройства в нашу страну в обозримом будущем. Традиционно компания почему-то отдает наш рынок на откуп "серым" импортерам, привозя сюда "горячие" новинки тогда, когда все, кому они нужны, уже их купили. Так уже было со всеми поколениями iPhone, да и ноутбуки компании многие предпочитают заказывать за рубежом, ведь разница в цене по сравнению с официально поставленной машиной может доходить до 40%. Учитывая, что "серые" каналы поставок уже хорошо отлажены, к тому же iPad продается без контракта, недостатка в планшетах на российском рынке (по цене как минимум на четверть выше "номинала") не должно быть уже к лету. Это, правда, при условии, что спрос на "домашнем" рынке в США не превысит производственные возможности партнеров Apple и в магазинах не образуется дефицит "революционных и волшебных", по словам Стива Джобса, планшетов. А он вполне возможен - мастера пиара из Apple раздули ажиотаж в преддверии выпуска устройства до невиданных высот.