"Макарон то слишком много, то слишком мало!". Так кинокритик Андрей Плахов в шутку сравнивает жалобы приятельницы, которая никак не могла угодить гостям, с проблемами московского кинофестиваля. Действительно, год назад российских фильмов было хоть отбавляй, в этом же году в конкурсе – один только "Воробей" Юрия Шиллера.
Эффект дежавю: меньше месяца назад в Каннах презентовали игровой дебют другого российского документалиста – Сергея Лозницы. Критики говорят о новом тренде – переходе постановщиков из пространства реального в вымышленное. "Он очень известный документалист, я знаю его уже много лет и не один десяток лет слежу за его работами. И вот сейчас он снял игровой фильм. Это очень необычный проект и необычный эксперимент, потому что его документальная стилистика сохраняется, но при этом фильм игровой, с сюжетом, исполнителями". – рассказал Андрей Плахов.
Времена и места действия фильмов 32-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ), как всегда, разнообразны. Из 15 конкурсных лент, вероятно, каждый найдет историю по вкусу.
"Берлин – Боцхагенер Платц" – фильм о жизни колоритной немецкой семьи в восточном Берлине в драматичном 1968 году. Испанская лента "Вниз по течению" рассказывает о девушке, которая не может обрести покой после работы в Красном Кресте во время конфликта в Африке. А сюжет румынского фильма "Разные матери" – для киноманов. Он снят по мотивам реальной истории, которая случилась с режиссером Кшиштофом Кеслевским. Материалы его документальной ленты были использованы как доказательства в уголовном деле.
Еще можно будет посмотреть фильмы из Франции, Венесуэлы, Венгрии, Болгарии, Канады и – эксклюзив ММКФ – Северная Корея. Кстати, пестрота программ может трактоваться и критически – как хаотичность, вызванная спешкой. Ведь фильмы начинают отбирать только в апреле, а круглогодичного персонала у ММКФ нет вообще.
"Я был на фестивальном саммите в Амстердаме, и там выступали два фестиваля. Один маленький совсем, другой – средней величины. Ну и представители маленького фестиваля сказали – у нас три постоянных сотрудника, представители среднего сказали – у нас 15 постоянных сотрудников. В Канне и Венеции их 60, а в Москве ни одного постоянного сотрудника", – рассказал кинокритик Кирилл Разлогов.
С этой проблемой, как и с не менее важной – отсутствием фестивального дворца – организаторы в будущем обещают справиться. Пока же есть другие поводы для радости. Например, то, что возглавлять жюри фестиваля, стартующего 17 июня, будет знаменитый французский режиссер, автор "Леона" и "Пятого элемента" Люк Бессон.