Продолжается суд над главным фигурантом по делу о покушении на экс-главу РАО ЕЭС Анатолия Чубайса. Однако допросить его удалось только адвокату, и по просьбе присяжных допрос был отложен до пятницы. За ходом заседания следит корреспондент радио "Вести ФМ" Яна Мельникова.
Мельникова: То, что судья Пантелеева настроена по-боевому, стало понятно с первых минут заседания. Сначала она запретила одному из радиожурналистов вести аудиозапись. Мол, ее никто не предупредил, и вообще, говоря о микрофоне, она не знает, что это за неизвестный предмет. В защиту прессы выступил представитель Чубайса Леонид Гозман, который заявил, что аудиозапись не противоречит закону. Тем не менее судья посчитала, что для нее это может быть опасно: "За вами по залу с неизвестными предметами ни разу не бегали? За мной бегали".
Думали, что на этом веселье закончится, оказалось только началось. Отвечая на вопросы своего адвоката, Квачков начал рассказывать, что пистолет, обнаруженный в его гараже, не принадлежит ни ему, ни кому бы то ни было из его семьи, а некоему гражданину Таджикистана. Подсудимый добавил, что в 2005 году как раз сдавал гараж таджикам, которые ремонтировали его квартиру. Начав говорить о патронах, найденных в канистре в его гараже, Квачков упомянул, что относится к военным, а значит, может заявлять как специалист. Однако судья прервала обвиняемого, удалила присяжных, и заявила, что недопустимо перед присяжными разглашать сведения о личности. И так почти во время каждого ответа на вопрос. Судья то и дело прерывала Квачкова, отмечая, что он не может ссылаться на материалы дела, анализировать их в присутствии присяжных. Спор разгорелся вокруг найденного в машине Квачкова платка якобы со следами гексагена, однако на экспертизу почему-то попал другой кусок ткани, возмущается подсудимый.
Квачков: Мне сейчас запрещено ссылаться в своих показаниях на материалы дела. Это считается нарушением порядка. Есть две экспертизы. В одной экспертизе одно, в другой другое.
Мельникова: Возражения адвокатов защиты со ссылкой на законы, разрешающие пользоваться материалами дела при допросе, остались без ответа. Тем временем постоянные остановки выступления Квачкова и запреты рассказывать ту или иную информацию раскалили обстановку донельзя. Обвиняемый то и дело вступал в перепалку с судьей. А на вопрос, что за взрывпакет у него нашли в гараже, Квачков попытался было ответить как поручик Ржевский в анекдоте. Того спросили, куда надо вставить взрывпакет, чтобы стать человеком. Но концовку истории услышать не удалось: очередное замечание судьи. Всего Квачков получил не меньше тридцати предупреждений в нарушении порядка, оскорблении судьи и вообще за неподобающий тон. Адвокат подсудимого Алексей Першин был удивлен.
Першин: Где прописан тон, которым должен разговаривать участник процесса с судьей? Ничего оскорбительного не было.
Мельникова: Во время одной из таких словесных схваток судья заявила, что не удалит Квачкова, сколько бы он ее ни провоцировал. Объявила после этого перерыв, а после почему-то передумала и выступила с инициативой Квачкова из зала все-таки вывести. Еще 20 минут потратили на опрос всех участников процесса, даже гособвинитель выступил за то, чтобы оставить Квачкова. Судья свою инициативу отозвала, зато удалила другого подсудимого - Роберта Яшина. Тот назвал заседание разборкой, где не думают о справедливости. Его заявление вызвало громкие крики из зала "Это не суд, а судилище". После чего крикуна и Яшина выставили за дверь. На все это потратили еще минут 20, после чего судья вспомнила, что присяжные просили закончить заседание к 16 часам, и предложила перенести допрос на пятницу. После заседания представитель потерпевшего Леонид Гозман признал, что защита Квачкова выстроена грамотно, и судья ведется на провокации, однако выразил надежду, что присяжные поймут, что цель подсудимого и его защитника - превратить процесс в фарс.
Гозман: Квачков и его защита ведут себя максимально грамотно, они пытаются вынудить судью удалить его из зала, чтобы создать впечатление, что ему не дают выступить. Адвокат Квачкова заранее задает ему большую часть вопросов о тех обстоятельствах, кот убойные доказательства по делу, чтобы первым выдать свою точку зрения, чтобы сформировать ее у присяжных.
Мельникова: Адвокат Чубайса Андрей Шугаев согласился, что это был не допрос, а выступление Квачкова с комментариями по собранным доказательствам.
Шугаев: Квачков должен рассказать, что он делал накануне покушения и в день покушения на Чубайса. Пока мы этого не услышали, мы пока слышим его комментарии по поводу собранных доказательств.
Мельникова: По прогнозам участников процесса, допрос Квачкова может продлиться еще два дня. Точно известно, с чего начнется это заседание. Андрей Шугаев планирует выступить заявлением, что ему угрожают физической расправой сторонники Квачкова.
Читайте по теме:
Допрос Владимира Квачкова был сорван из-за поведения участников процесса