Стратегические бомбардировщики Ту-160 ВВС России поставили рекорд дальности. Два самолета провели в воздухе сутки. Пролетели почти 20 тысяч километров и впервые в истории российской дальней авиации дважды дозаправились в небе.
На рекорд стратегические бомбардировщики уходили тяжело, в форсажном режиме. На борту каждого – почти по 200 тонн керосина. Патрулирование границ России – привычное дело для этих машин, но так долго и так далеко они отправились впервые.
Расстояние по маршруту – 20 000 километров. Сперва курс – на Море Лаптевых. В районе Тикси – первая дозаправка. Полет над нейтральной территорией продолжился к берегам Аляски. Далее – спуск за Японию и 10-минутное ускорение до сверхзвука. Затем – поворот в сторону Комсомольска-на-Амуре, откуда после второй дозаправки – курс на базу.
Для экипажа и техники это испытание длилось сутки. Даже в самом продолжительном полете большую часть времени пилоты и штурманы проводят на своих рабочих местах – за штурвалом и приборами. Пространство очень ограничено. В случае необходимости лишь ненадолго можно встать, чтобы размять ноги, погреть еду в чем-то наподобие бытовой микроволновки, попить кофе и назад – выполнять боевую задачу.
Самым сложным этапом стали дозаправки. Впервые в истории дальней авиации ракетоносцы дважды приняли по 55 тонн керосина. Перекачка топлива длилась более получаса при филигранном управлении машинами, постоянно меняющими баланс.
В районе острова Хоккайдо компанию российским экипажам составили истребители F-16 японских ВВС, а вот американцы у своих границ сопровождения, как ни странно, не обеспечили.
Спустя 24 часа и 24 минуты патрулирование границ завершилось успешной посадкой на родной авиабазе. Рекорд абсолютный. Дольше на Ту-160 не летал еще никто.
Для жен членов экипажа это тоже рекорд – ожидания. Первые интервью – только после касания самолетами земли (раньше – плохая примета).
"Когда шасси касается бетонной полосы, сразу спокойнее становится", – говорит жена летчика Элла Исхакова.
"Поедем на рыбалку вместе, пожарим шашлык, если рыбу поймаем, сделаем на углях", – добавляет Ирина Шишкина.
Впрочем, рыбу экипажам уже приготовили. По традиции, после длительных боевых вылетов на поле летчиков ждет фаршированная щука. Но самим рекордсменам (их заметно качает после суточного напряжения) хочется только одного – отдохнуть, с чувством выполненного долга.
"Я еще раз убедился, насколько огромная у нас страна, – говорит заместитель командира эскадрильи Ту-160 Александр Малышев, – и как хорошо, что есть такая техника, и она должна быть, чтобы эту большую страну защищать".
Командир эскадрильи Ту-160 летчик Алексей Хабаров докладывает: "Все прошло в штатном режиме, безо всяких неожиданностей".
Самолеты "Илья Муромец" и "Алексей Плохов" в ближайшие дни будут проходить послеполетное обслуживание, а летчики-рекордсмены получат три дня выходных. На дальнейшее патрулирование отправятся другие. Но главным итогом большого полета стало понимание, что, преодолев рубеж в 24 часа беспосадочного полета, можно замахнуться и на новые рекорды, а, значит, у стратегических авиации больше нет невыполнимых задач.