Министерству транспорта поручено провести общественные слушания по ситуации вокруг Химкинского леса. Накануне Дмитрий Медведев распорядился приостановить строительство автодороги Москва – Санкт-Петербург, часть которой, по действующему проекту, должна пройти по территории Химкинского леса. Такой маршрут вызвал протесты экологов и местных жителей. И президент предложил еще раз вернуться к обсуждению этого вопроса. Нужна ли трасса и где её строить?
Еще накануне утром казалось, что вернуться к обсуждению вопроса уже невозможно, и в октябре здесь, в Химкинском лесу, начнут прокладывать 43-километровый участок высокоскоростной трассы Москва – Санкт-Петербург. И вроде бы, аргументы противников такого маршрута окончательно были признаны неубедительными. Причем – самыми разными инстанциями.
"Несмотря на то, что было принято отдельное решение правительства на тему строительства автомобильной дороги, несмотря на то, что этот вопрос рассматривался в нашей судебной системе, и были вынесены специальные решения, тем не менее, наши люди, а именно: представители различных партий, начиная от правящей партии "Единая Россия" и заканчивая оппозиционными партиями, представители общественных объединений, различных экспертных кругов – говорят о том, что это решение требует дополнительного анализа, – заявил президент Медведев. С учётом такого количества обращений, я принял следующее решение: я поручаю правительству приостановить реализацию постановления о строительстве соответствующей автомобильной дороги и провести дополнительные общественные и экспертные обсуждения".
Поручение было адресовано премьеру Путину и главе президентской администрации Нарышкину после того, как единороссы публично присоединились к тем, кто считает, что нужно еще раз все взвесить. Они обратились к главе государства. Экспертам теперь предстоит снова взглянуть на проведенный – пока на планах – участок с 15-го по 58-й километр скоростной трассы.
Сейчас линия идет почти по центру Химкинского леса. Новое обсуждение нужно, конечно, не затем, чтобы вообще отменить строительство магистрали между двумя столицами. Будут еще раз проанализированы и так называемые альтернативные маршруты: через Молжаниново и вдоль Октябрьской железной дороги.
"Между двумя крупнейшими городами России – между Петербургом и Москвой – тоже нужна новая автотрасса: очевидно, и для экономики и просто для граждан, – сказал премьер Путин. – Вопрос, по какому маршруту пройдет это дорога, это, конечно, вопрос серьезный. Обращаю ваше внимание на то, что мы всегда самым внимательным образом относились и относимся к проблемам, связанным с сохранением природы. Достаточно вспомнить, как долго обсуждался вопрос о прокладке нефтепроводной системы к берегу Тихого океана, и в конечном итоге тогда было принято решение отвести эту трассу на 400 километров от водозаборной зоны Байкала. Считаю, что это нормально, это правильно, и мы с Дмитрием Анатольевичем обсуждали этот вопрос. Повторяю еще раз, это полностью соответствует логике нашего поведения и практике последних лет".
Теперь оппонентам предстоит еще раз выслушать друг друга. Противники утвержденного маршрута говорят, что он разрушит экосистему, сделает лес непригодным для жизни крупных животных. Сторонники обещают поставить шумозащитные экраны, посадить лесозащитные полосы, а еще напоминают, что нынешняя дорога между двумя столицами – одна из самых опасных: рекордсмен по доле ДТП с тяжкими последствиями. Разные мнения даже на обочине той самой дороги:
- Химки задыхаются от этих машин, которые здесь транзитом идут. Жалко лес, но дорога важнее, мое мнение такое.
- Вырубать деревья – последнее дело.
- Людям надо ехать. И в Зеленоград, и в Питер. Дорога нужна.
С этим "дорога нужна" никто не спорит. Теперь появилась возможность еще раз обсудить, где ей лучше пройти.
"В данном случае для нас для всех важно, что руководство страны услышало голос общественности, оперативно вмешалось в ситуацию, – говорит Александр Брод, член ОП РФ, директор Московского бюро по правам человека. – И вырубка леса приостановлена. Мы надеемся, что экспертное сообщество примет участие в обсуждении нового проекта этой дороги".
Уже сейчас понятно, что простым это обсуждение не будет.